О чём поют птицы счастья? Кто и зачем сочиняет сомнительные прогнозы

Вячеслав Костиков © / АиФ

Вопрос непраздный. Казалось бы, откуда тревога? Ведь социологи регулярно делают замеры народного мнения. Шестеро из каждых десяти опрошенных россиян считают, что страна идёт в правильном направлении. Восемь из десяти одобряют политику президента и гордятся страной.

   
   

Судя по тому, что показывает нам телевидение, в Европе и в США дела - хуже некуда. Там что ни день, то протесты, демонстрации, пикеты, забастовки. Бузят то левые, то правые, то анархисты, то проф­союзы, то местные, то мигранты, то белые, то чёрные. Власть едва успевает менять проворовавшихся министров, советников, премьеров.

Правильный народ?

Откуда же в России у народа такой оптимизм? Может, наши социологи опрашивают людей на Красной площади, на выходе из Большого театра, у дверей известного ресторана «Пушкинъ»? Заглядывают ли они в российскую глубинку или при отсутствии дорог туда не добраться?

Такое впечатление, что наши социологи когда-то давно, ещё в советские времена, разучили песню «Птица счастья»:

«Птица счастья
завтрашнего дня
Прилетела, крыльями звеня.
Выбери меня, выбери меня,
Птица счастья
завтрашнего дня…»

«Внимательно слушала недавнее обращение президента, - пишет читательница из Челябинска. - Наверное, правильно, что Владимир Владимирович стремится внушить народу оптимизм и говорит о новых возможностях. Но не превратим ли мы эти возможности в очередной гудок? Знают ли в Кремле о том, что на самом деле думает народ о власти, как он живёт?»

Читательница из Челябинска в своём письме описывает жизнь. Не песенную, не ту, о которой вещают депутаты с трибуны Госдумы. И такое письмо не единственное. Судя по почтовым штемпелям, пишут из самых разных мест, но всё больше из глубинной, периферийной России. Впрочем, находятся и смельчаки (как правило, пенсионеры, ветераны), которые прямо указывают на причину опасений: местные власти, особенно с ухудшением ситуации в регионах, стали болезненнее реагировать на жалобы, отслеживают жалобщиков и принимают меры «разъяснительного характера» - присылают активистов, и те убеждают жалобщиков, что птица счастья на самом-то деле есть, но из-за козней Евросоюза она пока не долетела до адресата.

   
   
Иллюстрация: АиФ/ коллаж Андрея Дорофеева

Рисовальщики счастья

Один из вопросов, который нередко звучит в письмах: от кого руководство страны получает информацию? Не лакирует ли для них действительность «ближнее окружение»? Основания для таких вопросов есть. Те, кто внимательно читает наши газеты и слушает наших министров и депутатов, дейст­вительно могут найти массу нестыковок. Чиновники от медицины, например, утверждают, что зар­плата врачей в России - 40 000 руб. А вот недавний опрос врачей Фондом независимого мониторинга показал, что реальная их зарплата в два раза меньше (20 000 руб.) и что половина врачей, чтобы свести концы с концами, вынуждены работать в 2-3 местах.

Народу постоянно напоминают, что у нас бесплатное и доступное для всех медицинское обслуживание. Но вот депутаты втихую, без обсуждения, протолкнули закон, дающий высшим чиновникам возможность бесплатно лечиться «по высшей категории». Что это значит на практике? Поскольку в бюджете на 2015-2017 гг. роста расходов на медицину не предусмотрено, то за казённый счёт народу будут ставить в поликлинике бесплатную клизму, а минист­ров возить на бесплатный курорт.

Кто жужжит у уха?

Вопрос не только в зарплатах, в медицине, не только в стоимости «бесплатного образования» или в доступности детских садов. Анализ последних событий и их последствий для экономики и социальной сферы вынуждает критиче­ски взглянуть на то, насколько компетентно у нас «экспертное сообщество» и как принимаются важные решения. В силу особенностей нашей демократии вопрос можно сформулировать и так: кто имеет доступ к уху президента и в силу этого имеет возможность влиять на его решения? Какой силой обладают участники «могучей кучки», входящие без стука в кремлёвские кабинеты? Не заглушает ли их «жужжание» у президентского уха шум городских улиц?

Сегодня было бы полезно открыто обсудить особенно­сти и роль наших экспертов. Кто давал прогнозы цен на нефть в 200 долл. за баррель? Как получилось, что наши экономисты проворонили начало «сланцевой революции» и сделали стратегическую ставку на трубу? В свете последних событий явно непросчитанной оказалась степень влияния США на европейскую политику, экономику и информационную сферу. Недооценённой оказалась и сила притяжения Европы для наших славянских братьев и соседей.

А кто докладывал в Кремле о возможном масштабе потерь от санкций и антисанкций? Ведь разночтения измеряются десятками (если не сотнями) миллиардов долларов. И наконец, какова роль тех экономических институтов и центров, которые готовят свои мнения для Кремля и Белого дома? Так ли они независимы, смелы и компетентны? И не те ли же самые институты в ельцин­ские времена были «экс­пертной подстилкой» для олигархов? Каким корпорациям «подмахивают» они сегодня? И какие новые песни счастья сочиняют для России?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: