Дмитрий Быков, писатель, педагог
В главном ничего не изменилось: школа так и не научилась по-настоящему мотивировать ученика, предлагать ему внятную картину будущего, ориентировать в профессии, которую он либо уже выбрал, либо должен выбрать к восьмому классу (позже - бессмысленно).
Возвращение сочинения - это, конечно, хорошо. Но ведь сочинение на абстрактную тему никак не проверяет знания литературы. А школьник обязан держать в голове цитаты и сюжеты, уметь связать прочитанное со сведениями о той или иной эпохе. Иначе чему мы, собственно, учим? Неужели только признаваться в любви к родному краю? Но покажите мне такого морального урода, такого кретина, который не любит родной край или, по крайней мере, не умеет вслух признаваться в любви к нему!
Я выступаю за то, чтобы школа была теснейшим образом связана с вузом, с производством, с государственным запросом на развитие науки (если такой запрос вообще имеется). В школу должны прийти институтские преподаватели. Если школьник не работает над решением великой математической проблемы, не пишет рассказ о главных этических вопросах, не оптимизирует опасное производство - кто вообще тогда это должен делать? После 30 лет великие открытия совершаются значительно реже - хорошо бы об этом помнить. А ещё необходимы школьные театры вроде Студии Спесивцева в большом количестве. Детские киностудии, где снимают и снимаются сами дети. Детская редакция радио, детский телеканал, где работают и зарабатывают школьники. Старшеклассники должны шефствовать над пятиклассниками, преподавать им, помогать осваивать сложный материал. Вообще я за то, чтобы дети как можно активнее участвовали во всех сферах жизни - в политике, образовании, медицине, социальной взаимопомощи; чтобы 15-летний капитан или 16-летний зрелый профессионал не были редкостью. Дети балбесничают большую часть дня. А их жизнь должна быть насыщенной, азартной. И умной, конечно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Зажечь искру интереса. Лучший учитель 2016 года - о детях и их образовании →
- Нечитающие. Почему наши дети не могут написать сочинение? →
- Учить надо учителей! →