Возможно ли отказаться от теории Дарвина?

Юрий Белановский. © / АиФ

Выступая на городской конференции педагогов, казанский градоначальник Ильсур Метшин высказал удивление по поводу того, что в школах до сих пор преподают теорию Дарвина о происхождении человека. «Я бы не хотел, чтобы мои дети думали, что они возникли от обезьяны, а не от воли Всевышнего», — заявил мэр Казани.

   
   

Мне знаком такой взгляд. Он очень популярен и в православной среде. Вот уж четверть века то и дело звучат недоумения, а то и возмущения тем, что «человек произошёл от обезьяны», «жизнь самозародилась», «эволюция против Библии», «в школах насаждается атеизм». Прямое следствие отрицания — предложение преподавать иной взгляд на происхождение жизни — тот, где мир, жизнь, природа, животные и человек сотворены Богом. Такие предложения, как бы ни были они заманчивы, нереалистичны и даже пагубны. Говорю об этом как православный христианин с естественно-научным и богословским образованием.

Эволюционизм и креационизм

Что нам известно со школьной скамьи? Эволюционизм — теория развития жизни на земле, в основу которой со времён Дарвина положены два принципа. Во-первых, каждый живой организм появляется (рождается) со своими особенностями, отличающими его от организмов того же вида. Например, цвет волос, оттенок кожи, длина пальцев, чувствительный слух, прочность зубов и т. д. Эти особенности наследуются потомством. Во-вторых, приобретённые во время жизни особенности не наследуются. К примеру, потерянная нога или исправленный операционно врождённый дефект сердечного клапана и т. д. Следствием является тот факт, что растительный и животный мир всё время видоизменяются, реагируя на изменения окружающей среды. Изменения эти очень и очень медленные. Их суть в том, что существо с особенностями, более подходящими к окружающей среде, — более жизнеспособно. Ну, скажем, животные, родившиеся более устойчивыми к жаре, и их потомки имеют больший шанс на выживание при глобальном потеплении, что и называется естественным отбором. То есть, грубо говоря, за сотни миллионов лет (и сотни миллионов поколений!) растения и животные смогли создать известное нам разнообразие.

Очень важно, что эта логика представляет собой некое общее русло, заполненное за сто лет достаточно объёмным и глубоким научным материалом. Теория эволюции стала и является не только частью биологии (эволюционная биология), но и частью научного знания вообще, она тесно переплетена с иными областями науки — химией, физикой, генетикой, археологией и разными их разделами.

Креационизм, в свою очередь, — часть религиозного учения о сотворении и развитии мира, жизни и человека. Основные постулаты креационизма и его содержание напрямую зависят от той религиозной системы, в которой он существует. Наиболее известны у нас христианское и исламское учения о сотворении мира, которые, в свою очередь, представлены многочисленными версиями и изводами. Общими основами креационных учений являются: Бог — один и единственен (монотеизм); Бог — Творец; мир (вселенная, планеты, растения, животные, человек) — не Бог, не часть Бога, не рождение Бога; мир — сотворён (сделан); у мира есть определённая цель и смысл. Различия же состоят в способах творения, в отношении Творца к творению, в роли человека в мире, в разном понимании смысла и целей.

   
   

Итак, главное, что надо понимать, — отрицание «теории Дарвина» в пользу «воли Всевышнего» — это противопоставление научного знания и религиозной веры, что само по себе некорректно и непродуктивно. О чём, собственно, за сто лет сказано достаточно убедительно и авторитетно, в том числе и со стороны христиан.

Наука и религия

О научном знании и христианстве я уже писал. Напомню основные тезисы дискуссии о науке и религии. Известно, что религия призвана дать людям возможность обрести встречу и общение с Богом, жизнь по заповедям Бога и жизнь вечную. Наука же, в свою очередь, занимается познанием окружающего мира и преобразованием его в интересах человека.

Истины религии и научные истины познаются принципиально разными путями. Первые даются большей частью в откровении от Живого и Личного Бога — для христиан в Священном Писании, то есть Библии — и являются непреложными основами особого богонаправленного человеческого устремления. Они призваны стать базой личного образа жизни. Научные же истины человек получает сам эмпирическим и рациональным путём в рамках познания и осмысления мира. Наука и вера лежат в разных плоскостях, соприкасающихся лишь отчасти.

Очевидно, что наука ничего не утверждает с абсолютной уверенностью и не претендует на «полноту истины», а лишь предлагает некоторое достоверное и обоснованное в рамках научного знания описание действительности.

Результат научного знания — те или иные теоретические концепции, представленные большей частью в виде математических моделей, благодаря которым возможны расчёты, проектирование, прогнозы и т. д. Иными словами, наука лишь с достаточной степенью точности моделирует окружающую действительность.

Вопреки распространённому мнению, современная наука не сводится к накоплению и осмыслению эмпирических данных. Научные концепции порой достаточно абстрактны и имеют длинные цепи логических связей между исследуемыми явлениями. Концепции строятся на основании многих аксиом и обладают развитым терминологическим аппаратом. Развитие в науке идёт в сторону трансформации концепций и замены старых теорий новыми, более адекватными. При этом замена не может происходить без учёта сложных связей с иными концепциями. Поэтому если какие-либо факты или мнения могут быть при благоприятных условиях проверены на опыте, то научные концепции, создаваемые на более высоком уровне абстракции, до конца не доказуемы и не опровергаемы.

Можно ли заменить теорию Дарвина?

Всё сказанное выше имеет к нашей теме непосредственное отношение. Если кому-то, пусть даже это мэр крупного города, не нравится «теория Дарвина», то в любом случае хорошо бы понимать, что заменить её на фрагмент религиозного учения нереально. Заменить эволюционизм было бы возможно неким «научным креационизмом». То есть вместо одной научной теории предложить другую, предполагающую не менее точное описание действительности и аналогичные связи в области химии, физики, археологии, генетики, иных разделов биологии и т. д.

Но ни одной научной креационной теории, удовлетворяющей указанным требованиям, не существует и не существовало. «Теорию Дарвина» заменять в этом направлении просто нечем. Да и всем давно известно, что «теория Дарвина» давно заменена более современной и сложной научной концепцией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции