Поколение вседозволенности

Ирина Тихонова. © / Из личного архива

Ирина Тихонова, учительница русского языка и литературы московского лицея № 1158 

   
   

Идут разговоры о введении единого учебника по русскому языку и литературе. В этом году школьники еле-еле переползли порог ЕГЭ - якобы потому, что неправильные учителя неправильно их учат по неправильным учебникам. Но в учителях ли дело? Или виновата среда, в которой грамотная русская речь практически умерла?

Сегодняшние выпускники - это дети, родившиеся в 90-е. Среди них немало физически нездоровых и даже с некоторыми отклонениями в психике. Многие имеют компьютерную зависимость, практически ничего не читают. Их родителям нужно было самоутверждаться в непростых условиях, и что-то они, видимо, упустили в воспитании детей. Часть взрослых ещё во время перестройки пришла к убеждению, что учиться необязательно. И этот урок усвоили некоторые нынешние выпускники.

Однако язык - это ещё и одно из проявлений патриотизма. Забота о нём, о его чистоте - это тоже любовь к родине. А вот с этой любовью сегодня дела обстоят хуже некуда. На радио - сленг диджеев, на ТВ - скандалы в ток-шоу, участники которых уже давно не выбирают выражений, и ужасающие диалоги в сериалах (то ли из-за неумения сценаристов внятно прописать речь героев, то ли из-за желания принести на экраны «живое дыхание жизни»). Политики и эксперты, выступающие в эфирах деловых радиостанций, тоже те ещё златоусты. И где современные подростки могут слышать грамотную русскую речь, впитывать её? Учителя? Все мы разные. Но очень хотелось бы верить, что объединяет нас не только забота о результатах ЕГЭ, но и любовь к родному языку, которую мы можем пробудить в наших учениках. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции