Ирина Селиванова, учитель русского языка и литературы лицея «Вторая школа»
В конце каждой весны меня просят дать список литературы на лето. И я с удовольствием составляю такие перечни, включая в них как давно любимые, проверенные не одним поколением книги, так и новые открытия.
Если в вашем доме живёт подросток, любящий читать, ваш дом необъятен! Он наполнен мечтами и приключениями. Для вас обыденное дело - совершать подвиги с бароном Мюнхгаузеном, искать затерянный мир с профессором Челленджером, расследовать преступление, пользуясь дедуктивным методом Шерлока Холмса, открывать новые острова с героями Стивенсона, погружаться в морские глубины на «Наутилусе» капитана Немо, выживать на необитаемом острове с Робинзоном Крузо... Если в вашем доме любят читать, книжная полка становится настоящим островом сокровищ...
Странствия, иные миры, корабли под парусами, рыцарские турниры, опасные приключения - это то, без чего скучно, даже душно подростку. И это может стать частью жизни не только благодаря путешествиям в экзотические страны, но и доступнее из-за чтения книг.
А если ребёнок не хочет брать книгу в руки? Самый популярный вопрос, который задают учителям литературы на родительских собраниях: «Как привить ребёнку любовь к чтению? Как заставить его любить книги?» Заставить любить... Возможно ли это? Рядом со словом «заставить» слово «любовь» чувствует себя неуютно, а вот со словом «читать» вполне уживается. Я родителям советую: читайте вслух, и не только дошколятам и первоклашкам, читайте - с любовью. Такое чтение, услышанное в детстве, не сотрётся. Потому что прочитанные слова в этом случае будут не назиданием, наставлением, а естественным способом передачи родительской любви и заботы... Проблема нечитающих детей - это не детская, а семейная проблема. Часто дети равнодушны к книгам в семьях, где взрослые предпочитают проводить свободное время у компьютера или телевизора.
Подсчитано, что увлёченно и много сегодня читают только 10% ребят! Стихи же они, увы, не читают практически совсем. А жаль. Ритм, образ способны научить нас чувствовать. Так как же подступиться к стихам? Войти в поэзию можно только изнутри. «Стихи подобны разноцветным стёклам церковных окон...» - читаем мы у Гёте. Действительно, рассматривая готические соборы с улицы, не постичь красоты игры света в витражах, не открыть Новый Свет. Так и со стихами. Как же сделать шаг внутрь? Попробовать стать поэтом. Я часто на уроках литературы предлагаю игру: нужно закончить своими строками какое-то стихотворение. Потом зачитываем свои варианты, слушаем авторскую концовку. И иногда - награда за муки творчества - кажется, что наши строки интереснее, чем авторские.
Нас ведёт по жизни любопытство. А что было дальше? Пожалуй, это самый читательский вопрос. А если попробовать досочинить самим? Написать продолжение известной сказки, любимой повести... Остановиться на самом интересном моменте при чтении, отложить книгу, взять бумагу, ручку и написать свою версию окончания истории. Для ребят на уроках я предлагаю такое сотворчество с Александром Грином, автором знаменитых «Алых парусов» и «Бегущей по волнам». У него удивительные рассказы, с захватывающими поворотами в сюжете, трогательно-романтичные, нравственные, человечные, например: «Два обещания», «Победитель», «Продавец счастья». Попробуйте организовать такую семейную игру. Летний отпуск располагает к подобным экспериментам. Представьте, как романтично: морское побережье, или дачный гамак под соснами, или туристская палатка на берегу подмосковной речушки - а вы с листком бумаги и ручкой дописываете рассказ...
Из моих обычных планов на лето (помимо книжных) - навести порядок в доме, привести в порядок мысли... Найти себя, разобраться в себе трудно, а в том, что происходит в душе другого человека, практически невозможно. Вроде бы это тезис, с которым согласится большинство. Но, когда речь заходит о собственных детях, родители убеждены: они точно знают, что их ребёнку нужно-полезно. Знают - снаружи, на поверхности. О том, что происходит у ребёнка внутри, можно только догадываться. А говорить об этом вслух не принято и трудно. Но, если внутренние вещи не проговаривать, это накопит психологические проблемы.
Советую родителям найти общий язык, поговорить с ребёнком о «внутреннем» на языке совместно прочитанных книг. Повести Астрид Линдгрен, Туве Янссон, «Полианна» Элинор Портер, «Мост в Терабитию» Кэтрин Патерсон, «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера... Когда говорить о себе трудно, можно поговорить о литературном персонаже. Обсуждение поведения того или иного книжного героя может помочь сформировать свою собственную модель поведения в похожих ситуациях. Любопытно, что у каждого народа литература своя не только на ментальном, но и на эмоциональном, психологическом уровнях. Скандинавская литература соизмеряет себя с человеком, помогает почувствовать стабильность, устойчивость мира. Американская учит принимать решения, делать выбор, самостоятельно решать свои проблемы и достигать цели... Французская не боится говорить на больные темы... Русская задаёт мучительные вопросы о смысле жизни...
Впереди целое лето. Не всё из наших планов и надежд воплотится в жизнь, как и не прочтётся на каникулах всё из ежегодных школьных списков. Но книги-открытия, книги-события, книги-путешествия пусть этим летом будут. У каждого из нас!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
СтоЛИЧНОСТЬ №6 (55), 10 июня 2014
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»
Смотрите также:
- Три месяца с книгой. Как превратить школьное «летнее чтение» в удовольствие →
- Долго мучиться? Учитель — о чтении, перегрузках и пользе лени у школьников →
- Пушкин не читал Достоевского. Надо ли нам? →