Может ли нынешний российский читатель представить себе, чтобы в Музей ГУЛАГа, что на ул. Петровка в Москве, пришла бы группа бывших судей по делам «врагов народа» и возложила бы цветы к фотографиям узников сталинских лагерей?
А можно ли представить, что вдохновители травли Солженицына или Сахарова приходят в Фонд Солженицына или в Сахаровский центр и со слезами на глазах просят прощения?
Думаю, что в России такое и представить невозможно. Гонители лучших людей если и не прощены, то забыты. Власть да и значительная часть общества не любят ворошить трагические страницы истории. Приятней писать (в том числе и в учебниках) о «славных свершениях».
Но так ли безобидно забвение прошлого? Вымарывание из истории следов преступлений вождей и их опричников, ура-патриотические интерпретации прошлого в угоду политической конъюнктуре снижают порог чувствительности общества к злу. Оправдание преступлений против собственного народа под предлогом того, что большие деяния (коллективизация, индустриализация, борьба с «врагами народа» и т. д.) требовали и больших жертв, извращает политику и развращает политиков.
Призраки тов. Мао
В этой связи интересно посмотреть, как «обустраивают» прошлое китайцы. Ведь их история тоже изобилует страшными страницами. Вспомним хотя бы «культурную революцию» 60-х годов, развязанную Мао Цзэдуном для укрепления личной власти и повлёкшую за собой десятки миллионов жертв. Культурному достоянию страны был нанесён колоссальный ущерб.
Вокруг оценки тех событий в Китае тоже ведётся острая идеологическая борьба. Совсем недавно (в декабре 2013 г.) по всей стране шли шумные торжества по поводу 120-летия со дня рождения Мао Цзэдуна. И вдруг в разгар кампании пропагандистская машина резко затормозила и дала задний ход. В прессе замелькало непривычное для китайского слуха слово «раскаяние». Одна за другой газеты стали публиковать покаянные воспоминания бывших «красногвардейцев». А буквально на днях группа бывших хунвейбинов, принимавших участие в погромах и публичных казнях «гнилых интеллигентов», посетила в Пекине одну из элитных школ и склонила головы перед бюстом замученной ими учительницы. Среди пустивших слезу была и постаревшая активистка Сон Биньбинь, которая лично забила учительницу деревянной палкой. Китайская пресса широко освещала это событие. В чём же дело?
Схватка имён
Несмотря на то что огромный портрет Мао по-прежнему украшает главную площадь страны, в Китае, похоже, возобновляется борьба вокруг его имени. Причём споры идут не столько об оценках прошлого, сколько о выборе будущего. В этом смысле ситуация напоминает нашу, российскую. Ведь если говорить о России, то сама политическая трескотня по поводу Ленина и Сталина мало кого серьёзно волнует. Её поддерживают лишь лидеры КПРФ из опасения, что без тов. Сталина их политический багаж совсем обесценится. Ведь по существу никто и не возражает, что «великая русская революция» (как принято говорить ныне) ввела в историю ХХ века действительно крупные имена. Дискуссия в значительной мере обусловлена тем, что общество никак не определится с вектором развития.
Китайцы неспроста в очередной раз взялись за переоценку «культурной революции». Хотя она на несколько десятилетий отбросила страну назад, в Китае до сих пор спорят о том, велик ли был тов. Мао или не очень. Компромиссную формулу нашёл Дэн Сяопин, ставший после смерти Мао архитектором «пекинской весны». Мао, по его оценке, «был на 3/10 плохим, но хорошим на 7/10». Казалось бы, тема закрыта. Однако в условиях бурного развития капиталистических отношений в Китае споры о «наследии» закипели с новой силой.
О чём спорить?
Причин несколько. В Китае появился заметный и очень динамичный (в отличие от нашего) класс буржуазии. В том числе средний класс. В страну возвращаются тысячи молодых китайцев, получивших образование в Европе и США. Страна крепко привязана к мировой экономике и финансам и, следовательно, включена во многие процессы глобализации. Чтобы не выталкивать на обочину общественной жизни эти новые силы, китайская компартия постепенно ослабляет и цензурную хватку, и монополию мнений. Расширяются границы свободы. И естественно, что сегодня китайцы, особенно молодые, начали задавать себе неслыханные ранее вопросы. Нужен ли для Китая свой «особый путь», годятся ли для нового Китая «бессмертные идеи» Мао, в какой мере можно воспользоваться оправдавшими себя формами европейской и американской демократии? Каков допустимый разрыв между очень богатыми и не очень? Сколько иностранной культуры можно впустить в Китай?
Эта полемика в Китае может приобрести ещё большую остроту, чем у нас. Дело в том, что там, как и в России после 90-х, началось сильнейшее расслоение общества на бедных и богатых, на процветающие «точки роста» и глухую провинцию. В Китае это ощущается сильнее, чем в России. Несмотря на огромные темпы роста экономики и заметные социальные сдвиги, интоксикация китайского общества идеями Мао (как и «деяниями» тов. Сталина у нас) продолжает оставаться очень сильной. В том числе и по причине массовой неграмотности населения. И в ходе празднования 120-летия со дня рождения Мао Цзэдуна власть имела возможность убедиться в том, что соблазны уравниловки в условиях всеобщей бедности всё ещё очень сильны в китайском обществе. Публичная демонстрация любви к «великому кормчему» стала для власти сигналом того, что дальнейшее углубление разрыва между бедными и богатыми может привести к росту недовольства. Уже сегодня из Китая время от времени поступают сведения, что в том или ином районе страны пришлось применить силу для подавления беспорядков. И похоже, что изощрённая китайская элита уловила этот сигнал. В отличие от нашей, всё ещё озабоченной перевариванием жирных кусков национального богатства. Не случилось бы несварения желудка…
Ваше мнение
Нужно ли ворошить трагические страницы нашей истории?
Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»
- Да, без прошлого нет будущего - Аиф 21
- Нет, лучше сегодняшние проблемы решать! - Аиф 22
- Другой вариант - Аиф 23
SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (подробнее здесь).
Сообщения принимаются до 12.00 3 марта.
Дорогие читатели, предлагаем вашему вниманию результаты предыдущего SMS-голосования.
«Почему наши дети совсем распоясались?» - спросили мы вас в прошлом номере. «Какая жизнь в стране, такие и дети», - ответил 721 читатель, «Их зомбируют ТВ и Интернет», - решили 412 человек, «Родителям не хватает времени на детей», - предположили 88 читателей, «Потому что их замучили бесконечными тестами и экзаменами», - ответили 69 человек.
Смотрите также:
- Как обустроить народ. Почему любить Родину можно, а критиковать её нельзя? →
- «Пусть ложь владеет не через меня». Можно ли жить по правде? →
- Пей, пей, пей, гуляй! Почему власть тормозит реформы? →