Как это было?
История Рождества — отнюдь не тайна. Вот достоверное описание тех событий, составленное из текстов учеников Иисуса (в современном переводе).
Мария была обручена с Иосифом, но, прежде чем они вступили в брак, обнаружилось, что Мария ждёт ребёнка от Духа Святого. Иосиф, её наречённый муж, как человек праведный, решил разорвать помолвку, но тайно. Когда он это задумал, явился ему во сне ангел от Господа. «Иосиф, сын Давида, не бойся взять Марию в жёны, — сказал он. — Ребёнок, которого она носит, зачат от Духа Святого. Она родит сына, и ты назовёшь Его Иисусом, потому что Он спасёт Свой народ от грехов». Всё это произошло, чтобы исполнилось сказанное пророком: «И вот дева зачнёт и родит сына, Его назовут Имману-Эль», — что значит «С нами Бог». Иосиф, пробудившись ото сна, поступил так, как велел ему ангел Господень.
В те дни при иудейском царе Ироде Римский император Август повелевал провести перепись по всей земле. Все пошли на перепись, каждый в свой город. Иосиф тоже отправился из города Назарета в Вифлеем. Он пошёл с Марией. И когда они были в Вифлееме, ей пришло время родить. Она родила сына-первенца, спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице места им не нашлось.
Неподалёку от тех мест были пастухи, они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. Перед ними предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил великий страх, но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я несу вам радостную весть. Сегодня родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь!» Пастухи стали говорить друг другу: «Пойдёмте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чём нам поведал Господь». Они нашли Марию с Иосифом и ребёнка, лежащего в яслях. Увидев его, они рассказали, что им было сказано об этом ребёнке, и вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать.
Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребёнка, Ему дали имя Иисус.
Вскоре в Иерусалим явились с востока волхвы, или, как говорят, звездочёты. «Где новорождённый царь евреев? — спрашивали они. — Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести». Царь Ирод, услышав об этом, пришёл в смятение, а с ним и весь Иерусалим. Собрав всех старших священников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Помазаннику. «В иудейском городе Вифлееме», — ответили они.
Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочётов, выведал у них точное время появления звезды, сказав им: «Ступайте и всё в точности разузнайте о ребёнке. А когда найдёте Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести». Волхвы отправились в путь. Звезда, восход которой они видели, двигалась перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был ребёнок. Войдя в дом, они увидели ребёнка и Марию, Его мать, и, встав на колени, склонились перед Ним, а потом преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
После того как они ушли, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми ребёнка с матерью и беги в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе. Ирод собирается разыскать ребёнка и убить Его». Тот встал, взял ребёнка с матерью и ночью отправился в Египет.
Когда Ирод увидел, что звездочёты его провели, он пришёл в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет, то есть рождённых в то время, о котором он узнал от звездочётов.
Это всё, что нам известно. И это немало. В контексте евангельской истории Рождество осмысляется совершенно особо и очень о многом говорит, стоит только внимательно прочитать всю историю.
Источник
Знания о Рождестве пришли к нам отнюдь не таинственно. Сейчас бы сказали, что мы знаем о рождении Иисуса из открытых и достоверных источников. Два тысячелетия — достаточный срок, чтобы Евангелие прошло все возможные проверки на правдивость, цельность и неповреждённость текста, на принадлежность к той исторической, культурной и языковой реальности, что описана вокруг рождения, жизни, учения, смерти и воскресения Христа.
Достаточно упомянуть, что в любом вузе всерьёз относятся к Платону, Аристотелю или Гомеру. Всерьёз изучают их наследие. При том, что письменные источники, по которым мы судим об этих и многих других античных авторах, гораздо менее достоверны, чем Евангелие. Они не сопоставимы ни по количеству древних рукописей, ни по времени между периодом жизни автора и сроком создания сохранившейся древней рукописи, ни по разночтениям.
Вот, скажем, «Илиада» Гомера. Это 900 год до нашей эры. А древнейшая сохранившаяся рукопись датируется 500 годами позже. Число сохранившихся древних списков «Илиады» немало — около 650. Евангелия же были написаны учениками Иисуса, то есть очевидцами событий, в конце второй половины I века. Древнейший сохранившийся список датируется 125-м годом. Разница — не более 30–40 лет. Число сохранившихся списков несоизмеримо больше — 24 000! При этом списки фактически идентичны. Разночтений в рукописях по сравнению с античными текстами в сотни раз меньше.
Наряду с достаточно серьёзным отношением к источнику наших знаний о Рождестве Христовом давно уже не ставится под сомнение и историчность Иисуса Христа. В Евангелиях достаточно точно указаны имена, географические названия и важные исторические события. Споры разве что идут о точной датировке евангельской истории, что для нас не очень важно. Родился Христос в 1 году нашей эры или в 4 — что это меняет?..
Понимание
Не является тайной и понимание, объяснение и толкование Рождества. Евангелие — христианская книга, появившаяся в христианских общинах. Именно христиане открыто предлагают авторитетное и глубокое понимание Рождества Христова. Они уверены, и об этом ясно говорит Евангелие, что Сам Бог стал Человеком. Сам Бог родился на земле, не перестав быть Собой. Единожды родившись, стал навсегда, как каждый из нас, чтобы, прожив с людьми, испытать всё, что им присуще, вплоть до смерти. Родился, чтобы спасти человека от греха, от вечной смерти, приобщить его к Богу и дать возможность каждому обрести спасение.
Смысл пришествия Христова заключается не только в заповедях и личном примере, которому христиане призваны подражать. Смысл — в воссоединении человека и Бога, которое возможно и доступно для каждого, правда, путь к нему через Крест и Воскресение.
Наверное, наиболее важные для нашего времени рассуждения мы можем найти у митрополита Антония Сурожского, много лет возглавлявшего приходы Русской православной церкви в Англии. Он так говорил о Рождестве: «Вот каким явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далёк, что к Нему приступа нет. Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; и Он стал, как мы все, не только по материальной, земной, физической обездоленности, не только по душевной оставленности любовью людской, но потому, что Он сроднился — через Свою любовь, через Своё понимание, через Своё прощение и милосердие, — Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками.
Он пришёл для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нём не видит кого-то достойного Своей любви. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства. Бог — хранитель нашей чести, и ради того, чтобы мы могли в это поверить, это увидеть воочию, наш Бог становится обездоленным, беспомощным Человеком. Христос явил также величие человека. Если Бог мог сущностно стать Человеком, неужели мы не понимаем, как велик человек? Неужели не понимаем: человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек остаётся собой?»
Главная тайна
Вроде бы многое понятно. Если внимательно и серьёзно отнестись к Рождеству, то неизбежно, сам собой возникнет вопрос, без прояснения которого Рождество ускользнёт, так и не раскроется.
Всё это очень близко и очень похоже на историю любви, как она совершается перед созданием семьи. Какая у семьи тайна? Любовь — это не только чувство, это образ жизни, это то, что меняет жизнь на такую, где ценность любимого, где его успех, радость, безопасность важнее и выше собственных. Любовь — это когда вдруг кто-то понимает, что возлюбленный — всё, что в его жизни есть, что наряду с этим человеком в жизни нет и не может быть ничего. Не в смысле, что всё неважно, а в смысле, что может не быть ничего, и жизнь при этом будет не менее полной и радостной и благодарной. И вот такая любовь рождает понимание, что это всерьёз, она рождает верность, стремление вопреки всему на свете, даже охлаждению любви, сохранить единство, пройти до конца. Если это есть, то молодые готовы создать семью. И мне представляется, что самая глубокая тайна семьи и любви — это верность.
Тайна Рождества — это личный ответ каждого на простой вопрос: «А при чём тут я?». Она, как я думаю, открывается в тот момент, когда Христос, как говорили издревле, «рождается в нашем сердце». Не в том смысле, что надо медитировать на тему ясель, младенца, пелёночек, зверушек в хлеву и т. д. Я не о банальностях. Если человек поверил во Христа, доверился Ему, начал общаться с Ним в молитве, то наступает момент, когда он вдруг, как и в любви, понимает, что это всерьёз, что для него Иисус — тот самый родившийся Младенец — это полнота, это счастье, это то, что любую сторону жизни делает осмысленной, цельной и ясной. Христос — тот, кому хочется служить, Он Господь!
Тайна Рождества — это вопрос личного причастия и верности Христу. И это, наверное, самое интересное.
Смотрите также:
- Юрий Белановский: Почему Рождество никак не станет праздником для всех? →
- Фома неверующий. Как встретить воскресшего Христа? →
- История Рождества Христова →