Юрий Белановский: Христианство святого Николая — христианство для каждого

О Николае Угоднике из уст в уста ходят тысячи историй — и те, что были при жизни святого, и те, свидетелями или участниками которых стали сами рассказчики. 

   
   

Самое интересное, что о жизни архиепископа Мирликийского Николая мы знаем сравнительно немного. Кстати, титул «мирликийский» означает лишь то, что Николай был епископом христианских общин в области с дивный названием Миры Ликийские. Я не сторонник того, чтобы в сотый раз переписывать историю святого. Желающие найдут её в интернете.

Наиболее известны из неё три эпизода. Это помощь обедневшему горожанину, решившему от отчаяния и голода продать своих дочерей в проститутки. Николай тайно подбрасывает несчастным деньги. Удостоверившись, что совесть отца не до конца истлела, что золото он отдал на приданое старшей дочери, святой помогает выдать замуж и двух других. Святитель спасает семью от бедности и страшного греха. Есть мнение, что именно эта история породила западную традицию ждать Санта-Клауса в Рождество, подвесив у дверей и окон мешочки (носочки) для подарков.

Второй эпизод достаточно сложен и продолжителен. Он связан с известными в то время военачальниками, служившими Константину Великому. Их ранг был достаточно высок, они напрямую общались с императором. Сохранились даже исторические свидетельства об этих людях, некоторые из которых, пережив императора, заняли высокие государственные посты. Так вот, вместе с военачальниками Николай спасает невинно осуждённых своих земляков и даже отнимает меч у палача. Что, собственно, мы и видим на многочисленных известных картинах. В своё время святитель помогает и самим военным избавиться от тюрьмы, где они оказались из-за придворных интриг. Дошедшие до нас рукописи с житием святителя говорят, что Бог услышал молитвы Николая и послал чудесным образом откровение даже самому императору Константину, в котором открыл невиновность военачальников. Расследование подтвердило это. Узники вышли на свободу. 

Третий эпизод — о плавании на корабле (хотя их было несколько). Это история спасения путешествующих от морской бури и от злых духов — бесов. В плавании Николай смог даже спасти юношу, разбившегося с высокой мачты.

По большому счёту, этими зарисовками житие и исчерпывается. С точки зрения современности, это не так много. Но, оказывается, этих сведений вполне достаточно для почитания и прославления святого Николая. Как бы там ни было, смысл всех эти чудес только один. Это помощь простым людям, оказавшимся в беде. 

Молва и история донесли до нас впечатления о святителе Николае как о христианине с большой верой в Бога и доверием к людям, как о человеке неординарном, скромном, с большим сердцем, как о священнике, со всей искренностью и глубиной исполняющем пастырский долг. Вся тональность жития — это тональность служения ближним и заботы о них, проистекающая из евангельской веры и заповедей.

   
   

Мы знаем, что современные христианские историки оспаривают некоторые составляющие жития. Они смогли убедительно показать, что единый текст жизнеописания содержит смесь эпизодов из жизни двух разных Николаев, живших примерно в одной области с разницей в двести – триста лет. Но в нашем случае это мало что меняет. Факт в том, что оба Николая — это исторически достоверные личности. Оба они от всего сердца служили ближним и Богу.

Весь вопрос в том, что о святителе Николае сохранилось гораздо больше историй, имеющих отношение не к его жизни, а к жизни обычных людей. Мы знаем, как Николай Угодник и поныне помогает просящим. Многие такие свидетельства говорят отнюдь не о надуманности и экзальтации, а о том, что Мирликийский архиепископ, будучи при жизни человеком, отдавшим свои силы, свои деньги, да и всего себя на служение простым людям, и после смерти по Божьей воле и Божьей силой продолжает оставаться таким же заступником и покровителем. 

На самом деле таких святых, имеющих такую явную, как бы сейчас сказали, социальную направленность жизни, не так много. Эта тема очень откликается среди простых людей, которым свойственно искать помощи и поддержки в том, что им близко, понятно, что созвучно их опыту и жизненным ситуациям.

В отношении святителя Николая многое понятно. Кому не знакомы хоть краткие минуты отчаяния, когда мы из-за денег, болезни или ещё чего-то почти решаемся на глупость? Кому не знакомы незаслуженные обиды и наказания? В житии Николая не отрицаются такие факты, нет приказа измениться и изменить к ним отношение. Есть ясное сострадание и попытка помочь делом. Есть ясная реакция христианина на беду и несправедливость!

Мне бы хотелось, чтобы в день святителя Николая те люди, что доверяют и интересуются христианством, вспомнили, что православие — это не только слова, речи, учения, книги и царственная пышность. Это даже не только живое общение с Богом и со святыми. Это неизбежная встреча с живыми, с теми, кто рядом. Православие — это живое общение, не оставляющее в стороне понятные каждому человеческие беды и скорби.

Сейчас есть две моды. Очарование чудесами и скепсис. Но даже они мельчают перед простым человеческим добром, помощью, служением и заботой. Это ценно настолько, что передаётся из поколения в поколение. Я думаю, что именно из-за этого добра и человечности память о святом Николае никуда не уходит. В этом случае человеческое сердце смогло почувствовать, что ему в христианстве очень созвучно. Христианство святителя Николая — это христианство для каждого.