Вячеслав Костиков: О гордости великороссов

Вячеслав Костиков. © / АиФ

Грани патриотизма

Не то чтобы россияне не желают становиться патриотами - их коробит официальная фальшь, вопиющее расхождение между призывами бескорыстно Родину любить и той корыстью, которую нам ежедневно демонстрирует экономическая и политическая элита страны. И люди начинают задавать неудобные вопросы. А что такое патриотизм? Все ли обязаны любить Отечество? Или кто-то (при больших деньгах) освобождается от любви и получает право славить Родину из своих зарубежных чертогов? Кто настоящий патриот? Тот, кто громче крикнет «Слава России!»? Как сделать патриота из человека, с трудом выживающего на зарплату в 15 тыс. рублей?

   
   

В стране вопиющего имущественного неравенства и регионального расслоения в ряде «медвежьих углов» крайне сложно требовать от населения патриотической присяги. Легко ли быть патриотом человеку, потерявшему работу из-за закрытия предприятия олигарха или не имеющего возможности купить нужные лекарства? Соблазнит ли патриотический гул жителей русских деревень, объявленных бесперспективными и обречённых на вымирание?

А что за окном?

Люди, слушающие призывы крепче Родину любить, всякий раз оглядываются на свою страну. И спрашивают: а какую Родину меня понуждают любить? Ту, которая цветёт и благоухает в воображении сытых чиновников и депутатов, или ту, которая зарастает бурьяном и всё больше отстаёт от Европы? Интересные рассуждения содержатся в одном из писем, пришедших в «АиФ»: «Я и без принуждения стал бы гордиться страной, если бы наш российский рубль сделался мировой валютой. Если бы при поездке за границу я видел в магазинах наши российские товары. Я бы восхищался страной, если бы в аптеке покупал хорошие российские лекарства, а в кино смотрел качественные фильмы, снятые на отечественной киностудии. Реальность, к сожалению, иная».

Коллаж Андрея Дорофеева / АиФ по мотивам работ И. Билибина, Д. Моора 

В этой связи вспоминается одна история. В советские времена в Москву, в Российский университет дружбы народов из «прогрессивных» стран Африки и Азии приезжали тысячи студентов. Давая им образование, советское начальство рассчитывало воспитать из них «по­следовательных сторонников социализма». Говоря нынешним языком, сделать из них «иностран­ных агентов», но только наших, просоветских. Каково же было разочарование, когда выяснилось: большинство бывших выпускников не только разочаровались в советской системе, но и стали «антисоветчиками». Причина - в полном несоответствии того, что студентам говорили на лекциях, с тем, с чем они сталкивались на улицах советских городов.

Кому квасного?

Конечно, и безработный, и бомж, и многодетные матери, живущие на скудное пособие, и офицер, так и не накопивший на квартирку, пожалуй, могут почувствовать прилив патриотических чувств, наслушавшись лозунгов. Но будет ли это здоровый патриотизм, о котором говорил В. Путин? Или другой - настоянный на зависти и униженности? Тот агрессивный национал-патриотизм, который в Германии 30-40-х гг. с помощью геббельсовской пропаганды довёл страну до национальной трагедии.

Для большинства населения патриотизм - прежде всего русский. А он исторически прорастал на почве православия. Все победы русского оружия свершались под православными хоругвями. Но сегодня в стране с каждым годом возрастает число мусульман. Многие по зову серд­ца едут в Мекку поклониться гробнице пророка и верят в превосходство своей веры. Как им реагировать на возгонку русского православного патриотизма? Не ведёт ли это к отчуждению народов России друг от друга?

Нажимая на патриотические акселераторы, недальновидные идеологи, похоже, не учитывают уроков истории. А такие уроки есть. Желая снизить «пагубное увлечение Западом», царская власть в середине XIX века сделала ставку на славянофилов. Ей (как и нынешней власти) нравился их оградительный антизападный консерватизм. Поощрялись славянофильские журналы, кружки, мода: зипуны, камилавки, культура под балалайку. С благословения двора в 1859 г. стала выходить славянофильская газета «Парус». Народность, «русская почва» в новом издании просто зашкаливали. От издания так несло квасным патриотизмом, что он напугал даже цензоров. Умные люди подсказали Александру II, что чрезмерность русского патриотизма может поссорить его с элитой национальных окраин. После выхода второго номера газету запретили из соображений, как сказали бы сегодня, «национальной безопасности».    
   

*  *  *

Конечно, патриотизм вырастает из родной истории и культуры, родного языка, родной семьи. Но это лишь истоки, зачатки. Активный, созидательный патриотизм должен подкрепляться достижениями страны, улучшением жизни народа, расширением пространства свободы. В этой связи интересно вспомнить некогда хрестоматийную, а ныне почти забытую статью В. Ленина «О национальной гордости великороссов». Какие задачи ставил Ильич в 1914 г. перед «великорусским сознательным пролетарием»? Цитируя высказывание Н. Чернышевского о русских - «жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы», Ленин призывал ненавидеть рабское прошлое и стремиться к свободе. Не рядиться в старый зипун, а поднять народ до сознательной жизни. Задачи, не потерявшие своей актуальности и сегодня…

Ваше мнение

Патриот — это тот, кто...

Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»

Любит страну, несмотря ни на что — Аиф 21

Работает во благо страны — Аиф 22

Защищает страну от любых нападок — Аиф 23

Всегда говорит правду о стране — даже горькую — Аиф 24

Другой вариант — Аиф 25

SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (подробнее здесь).

Сообщения принимаются до 12.00 23 декабря.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: