Грани патриотизма
Не то чтобы россияне не желают становиться патриотами - их коробит официальная фальшь, вопиющее расхождение между призывами бескорыстно Родину любить и той корыстью, которую нам ежедневно демонстрирует экономическая и политическая элита страны. И люди начинают задавать неудобные вопросы. А что такое патриотизм? Все ли обязаны любить Отечество? Или кто-то (при больших деньгах) освобождается от любви и получает право славить Родину из своих зарубежных чертогов? Кто настоящий патриот? Тот, кто громче крикнет «Слава России!»? Как сделать патриота из человека, с трудом выживающего на зарплату в 15 тыс. рублей?
В стране вопиющего имущественного неравенства и регионального расслоения в ряде «медвежьих углов» крайне сложно требовать от населения патриотической присяги. Легко ли быть патриотом человеку, потерявшему работу из-за закрытия предприятия олигарха или не имеющего возможности купить нужные лекарства? Соблазнит ли патриотический гул жителей русских деревень, объявленных бесперспективными и обречённых на вымирание?
А что за окном?
Люди, слушающие призывы крепче Родину любить, всякий раз оглядываются на свою страну. И спрашивают: а какую Родину меня понуждают любить? Ту, которая цветёт и благоухает в воображении сытых чиновников и депутатов, или ту, которая зарастает бурьяном и всё больше отстаёт от Европы? Интересные рассуждения содержатся в одном из писем, пришедших в «АиФ»: «Я и без принуждения стал бы гордиться страной, если бы наш российский рубль сделался мировой валютой. Если бы при поездке за границу я видел в магазинах наши российские товары. Я бы восхищался страной, если бы в аптеке покупал хорошие российские лекарства, а в кино смотрел качественные фильмы, снятые на отечественной киностудии. Реальность, к сожалению, иная».
В этой связи вспоминается одна история. В советские времена в Москву, в Российский университет дружбы народов из «прогрессивных» стран Африки и Азии приезжали тысячи студентов. Давая им образование, советское начальство рассчитывало воспитать из них «последовательных сторонников социализма». Говоря нынешним языком, сделать из них «иностранных агентов», но только наших, просоветских. Каково же было разочарование, когда выяснилось: большинство бывших выпускников не только разочаровались в советской системе, но и стали «антисоветчиками». Причина - в полном несоответствии того, что студентам говорили на лекциях, с тем, с чем они сталкивались на улицах советских городов.
Кому квасного?
Конечно, и безработный, и бомж, и многодетные матери, живущие на скудное пособие, и офицер, так и не накопивший на квартирку, пожалуй, могут почувствовать прилив патриотических чувств, наслушавшись лозунгов. Но будет ли это здоровый патриотизм, о котором говорил В. Путин? Или другой - настоянный на зависти и униженности? Тот агрессивный национал-патриотизм, который в Германии 30-40-х гг. с помощью геббельсовской пропаганды довёл страну до национальной трагедии.
Для большинства населения патриотизм - прежде всего русский. А он исторически прорастал на почве православия. Все победы русского оружия свершались под православными хоругвями. Но сегодня в стране с каждым годом возрастает число мусульман. Многие по зову сердца едут в Мекку поклониться гробнице пророка и верят в превосходство своей веры. Как им реагировать на возгонку русского православного патриотизма? Не ведёт ли это к отчуждению народов России друг от друга?
Нажимая на патриотические акселераторы, недальновидные идеологи, похоже, не учитывают уроков истории. А такие уроки есть. Желая снизить «пагубное увлечение Западом», царская власть в середине XIX века сделала ставку на славянофилов. Ей (как и нынешней власти) нравился их оградительный антизападный консерватизм. Поощрялись славянофильские журналы, кружки, мода: зипуны, камилавки, культура под балалайку. С благословения двора в 1859 г. стала выходить славянофильская газета «Парус». Народность, «русская почва» в новом издании просто зашкаливали. От издания так несло квасным патриотизмом, что он напугал даже цензоров. Умные люди подсказали Александру II, что чрезмерность русского патриотизма может поссорить его с элитой национальных окраин. После выхода второго номера газету запретили из соображений, как сказали бы сегодня, «национальной безопасности».
* * *
Конечно, патриотизм вырастает из родной истории и культуры, родного языка, родной семьи. Но это лишь истоки, зачатки. Активный, созидательный патриотизм должен подкрепляться достижениями страны, улучшением жизни народа, расширением пространства свободы. В этой связи интересно вспомнить некогда хрестоматийную, а ныне почти забытую статью В. Ленина «О национальной гордости великороссов». Какие задачи ставил Ильич в 1914 г. перед «великорусским сознательным пролетарием»? Цитируя высказывание Н. Чернышевского о русских - «жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы», Ленин призывал ненавидеть рабское прошлое и стремиться к свободе. Не рядиться в старый зипун, а поднять народ до сознательной жизни. Задачи, не потерявшие своей актуальности и сегодня…
Ваше мнение
Патриот — это тот, кто...
Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»
Любит страну, несмотря ни на что — Аиф 21
Работает во благо страны — Аиф 22
Защищает страну от любых нападок — Аиф 23
Всегда говорит правду о стране — даже горькую — Аиф 24
Другой вариант — Аиф 25
SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (подробнее здесь).
Сообщения принимаются до 12.00 23 декабря.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Как обустроить народ. Почему любить Родину можно, а критиковать её нельзя? →
- Гибридная Россия. Страна запуталась в выборе своего пути →
- Вячеслав Костиков: Как не стать «перерожденцем»? →