Роман Вильфанд: «Число природных катаклизмов уверенно растёт»

Роман Вильфанд. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

В чём причина таких катаклизмов, а также почему они от года к году будут происходить всё чаще, рассказывает директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

   
   

Апрель последовал за июлем

Юлия Тутина, «АиФ»: Роман Менделевич, май нас просто потряс температурными катаклизмами - не успели шорты натянуть, как пора шубы обратно вытаскивать. В чём причина таких погодных неприятностей?

Досье
Роман Вильфанд. Родился в 1948 г. в Киеве. Окончил географический факультет МГУ им. Ломоносова (кафедра метеорологии и климатологии). Доктор технических наук, заслуженный метеоролог Российской Федерации. С 2001 г. возглавляет Гидрометцентр России.

Роман Вильфанд: Да, ситуация в ряде регионов нетривиальная. Я вам больше скажу - несколько дней назад в Томской области на одной половине территории свирепствовали лесные пожары, а другая тонула в вешних водах. А в Красноярском крае перепад суточной температуры составил чуть не 20 градусов. Днём люди ещё в лёгких рубашках щеголяли, а следующим утром разгребали от снега личные автомобили. Метель после летнего тепла разыгралась в Новосибирске, Кемерове, Барнауле. Резкий перепад температур вслед за Сибирью произошёл в Центральной России. 

Здесь в первых числах мая температура была выше нормы аж на 15 градусов. Погода стояла характерная для конца июля, а затем пришли холодные воздушные массы, температура стала ниже нормальной - и оказалось, что по климатическим нормам мы вернулись в начало апреля. Вот такой фортель выкинула погода. 

Резкий градиент температуры (направление её увеличения. - Ред.) характерен именно для весны. Подобные перепады для мая нормальны, хотя, конечно, бывают далеко не каждый год. Нельзя сказать с уверенностью, но можно предположить, что это не последний такой скачок нынешней весны. 

В среднем за последние годы число ЧП, связанных с природными причинами, возрастает на 5% каждые 10 лет.

- Лето ещё не наступило, а леса уже полыхают. Откуда огонь?

- Да, уже в апреле пожары зарегистрированы сразу в нескольких регионах. Сейчас, к счастью, большая часть потушена, но основная причина возникновения огня - антропогенная. Сколько бы ни объясняли экологи, что сожжённая прошлогодняя трава вовсе не становится источником ценного удобрения в виде золы, всегда найдётся кто-нибудь, кто вспомнит об этом «отличном дедовском методе» и приведёт его в действие. 

   
   

Ещё потонем?

- Вы упомянули о подтоплениях. А каков прогноз половодья в этом году?

- Благодаря слаженным дейст­виям многих структур - от МЧС до местных властей, - несмотря на сложный прогноз по половодью 2017 г., больших проблем пока удаётся избежать. В европейской части страны пик половодья уже позади, в азиатской оно пока идёт в штатном режиме. Согласно прогнозам, высокий уровень опасности подтоплений сохраняется на нескольких сибирских реках. Половодье может ещё накрыть Алтай, Туву, Хакасию, а также Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области. Обычно основные подтопления характерны для первой волны половодья. Особенностью этого года является прогнозируемый более высокий уровень во второй волне. Будем надеяться, грамотная работа людей позволит избежать больших ЧП. 

Даже если всё-таки человечество договорится о спасении планеты, глобальное потепление в одно мгновение не остановить.

- Катаклизмы не скажутся на урожае? 

- Пока угрозы нет. Озимые, а это 45% посадок, перезимовали хорошо. Они были высажены в высоковлажную почву, которую обеспечили обильные дожди конца лета и осени. Затем выпавший во многих регионах раньше времени снег обеспечил их сохранность. Нигде вымерзания не было. Так же как почти нигде не было выпревания, характерного для избыточно тёплой и снежной зимы. Пока большой угрозы нет и в отношении яровых. 

Глобальная жара

- А в чём основная причина такого большого количества природных катаклизмов? Глобальное потепление? 

- Предполагаю, да! Посмотрите вокруг - в Европе, так же как и у нас, неожиданно выпал снег, а в Китае, наоборот, вдруг установилась жара, не характерная для мая. Если говорить в целом, то число природных катаклизмов медленно, но уверенно растёт. Образно говоря, в среднем по больнице у всех температура нормальная, вот только число пациентов с экстремально низкой или, наоборот, зашкаливающей высокой температурой неуклонно растёт. В среднем за последние годы число ЧП, связанных с природными причинами, возрастает на 5% каждые 10 лет.

- Страшно. Но, возможно, их просто стали лучше считать? 

- Такая точка зрения существует. Действительно, с развитием спутников, компьютеров, Интернета мы научились выявлять катаклизмы, которые происходят в океане и до берега, к счастью, просто не добираются. Но уповать только на статистическую погрешность человечеству не стоит. Надо понимать: антропогенная деятельность приводит к не самым благоприятным последствиям.

Хотелось бы быть оптимистами, но, согласно докладу Межправительственной группы экс­пертов по изменению климата (МГЭИК) - самого профессионального и неангажированного объединения учёных, - причина потепления климата связана с увеличением в воздухе углекислого газа СО2, который производится промышленностью. По их прогнозу, дальнейшее потепление климата неизбежно и связано оно с человеком. А значит, и число природных ЧП будет всё так же неуклонно расти.

- Так что же человечество в целом и Россия в частности могут противопоставить угрозе? 

- Наша страна, хотя и не всегда получает поддержку остальных стран, предпринимает важные меры, направленные на решение этой проблемы. Согласно указу президента Путина, к 2020 г. выбросы в нашей стране должны быть снижены на 25% по сравнению с 1990 г. Предполагаю, какие-то меры предпримут и другие развитые страны. К сожалению, иная позиция у развивающихся стран, в первую очередь у Китая, Индии, Бразилии, на долю которых приходится до 50% всех вредных выбросов. Их логика такова: экология важна, но сперва мы должны догнать развитые страны. При этом, даже если всё-таки человечество договорится о спасении планеты, глобальное потепление в одно мгновение не остановить. Оно будет нарастать ещё десятки лет, столько же, сколько будет воздействовать на атмосферу чрезвычайно стойкое соединение СО2.

В целом лето ожидается достаточно благоприятное - тёплое и не слишком дождливое.

- Какое лето ожидается? 

- Как и каждый год, нигде не обойдётся без периодов похолоданий или избытка осадков. Тем не менее, если взять период с июня по сентябрь, то, согласно предварительным данным, нас ждут температуры несколько выше нормы, а осадков по сравнению с прошлым годом будет меньше. Так что в целом лето ожидается достаточно благоприятное - тёплое и не слишком дождливое.