Самый северный в России ботанический сад, расположенный в городе Кировск Мурманской области в окружении Хибинских гор, хочет стать туристическим центром. Цель понятная, но как ее достичь? Помочь в поиске идей сотрудники заполярного ботсада попросили приехавших к ним участников программы «Больше, чем путешествие», организованной Росмолодежью.
Точка притяжения
Полярно-альпийский ботанический сад-институт имени геоботаника Николая Аврорина был основан еще в далеком 1931 году. Тогда шло освоение богатой рудами центральной части Кольского полуострова, Хибин. Там закладывали города, строили комбинаты и рудники. У первопроходцев возник вопрос: а какие растения можно культивировать в этой суровой местности? Искать на него ответ и поручили первым сотрудникам заполярного ботсада. А заодно найти способ озеленить Кольский полуостров, который еще первые исследователи окрестили «краем мхов и лишайников», что, в общем-то, до сих пор остается вполне справедливым.
Сейчас ботсад занимает территорию в 1670 га, в нем собраны все виды растений, мхов и лишайников, растущих на полуострове, а в оранжерее есть еще и около тысячи видов тропических и экваториальных растений. Там растут кактусы, пальмы, а кофейное дерево регулярно приносит плоды. В общем, вполне себе уникальное место.
Правда, до недавнего времени известен сад-институт был в основном из-за чудачеств одного из бывших директоров. Комиссия РАН по лженауке обратила внимание, что в Кировске ботаники пытаются вылечить от недугов пациентов местного психо-неврологического диспансера довольно странными методами. Например, с помощью баклажанов. Кто-то на полном серьезе выдвинул гипотезу, что наблюдение за ростом этого овоща, который, строго говоря с научной точки зрения — ягода, способно исправить ментальные патологии и расстройства. Вроде бы никому не навредили. Были даже непроверенные данные, что отдельным пациентам после созерцания баклажана стало полегче. Но к науке это не имело никакого отношения, скорее к шаманству.
Сама по себе история вышла забавная, но бренд туристической достопримечательности на ней не построишь. В академическом учреждении должность маркетолога не предусмотрена, а сами биологи решили второй раз на себя функции людей другой профессии не брать и обратились за советом к тем, кто потенциально может стать их целевой аудиторией — участникам программы «Больше, чем путешествие», благо те как раз заехали в Кировск на пути из Петрозаводска в Териберку — такой у них в этот раз случился маршрут.
Активные практики
Программа «Больше, чем путешествие» была запущена Росмолодежью в 2021 году как система поощрения выдающейся молодежи. За прошедшее время почти 150 тыс. молодых людей и девушек посетили уникальные точки на территории России, побывали в ведущих университетах и на лучших производствах.
В результате силами самих молодых участников и их организаторов (большинство из которых не намного старше своих подопечных) разработано больше 900 уникальных туристических маршрутов для молодежи в 82 регионах России по семи направлениям путешествий: «Промышленность и технологии», «Культура и искусство», «Спорт и активный туризм», «История и патриотизм», «Наука и инновации», «Устойчивое развитие и экология», «Бизнес и предпринимательство». Кроме того, в поездках ребята часто просто берут в руки инструменты и помогают сделать что-то нужное людям, стране и природе. То мусор на берегу моря соберут, то построят в заповеднике настил из досок, чтобы посетители не вытаптывали уникальные луга, то еще чего.
Чаще всего для путешествий участники выбирали Москву и Петербург, а также Дагестан, Карелию, Калининградскую и Свердловскую области. В этот раз маршрут начался в Петрозаводске и дошел до самого крупного в мире заполярного города Мурманска, а оттуда еще и до популярного поселка Териберка на берегу Баренцева моря Северного Ледовитого океана. В дорогу собрались 19 участников из столицы, Петербурга, регионов Центральной России, Поволжья, а также из Крыма, Алтайского края и Иркутской области. Возраст большинства — от 18 до 24 лет, подавляющее большинство — студенты. Больше половины группы уже участвовало в аналогичных поездках.
«Участие активной молодежи в формировании привлекательного портрета региона поможет увеличить туристический потенциал российского Севера, сформировать здесь уникальные туристические маршруты и поддержать устойчивый туризм», — без тени юмора заявил участник программы Вячеслав Иванов. Он приехал из Ульяновска, право совершить эту поездку получил как награду за выход в финал одного из всероссийских конкурсов для молодых дарований.
Всегда мечтала съездить в Заполярье, призналась студентка Алтайского госуниверситета (Барнаул) Дарья Кондратова. Она стала одним из самых активных участников проектной сессии на тему развития полярного ботанического сада.
«Давно мечтала отправиться в большое путешествие, — добавляет студентка Крымского федерального университета имени Вернадского, стажер Всероссийского студенческого проекта „Твой Ход“ Надие Юнусова. — Мне хочется посетить много уголков нашей страны, в этот раз выбрала необычный для меня тур. Как человеку с юга мне интересны холодные края, поэтому решилась на поездку в Карелию и Мурманск. Для меня это точка притяжения — неожиданная, непредсказуемая».
Верное решение
Участники программы «Больше, чем путешествие» совершили еще одно немаленькое путешествие по ботаническому саду. Как они ни старались быть максимально аккуратными в теплице с кактусами, кто-то умудрился нацеплять острых иголок на одежду. Поразились инжиру и фейхоа, зеленевшим посреди полярной ночи. Рассмотрели стелющуюся под снегом карельскую березу. В общем, прониклись всем, чем может удивить туриста самый северный в стране ботанический сад.
Идей о том, как превратить научное учреждение еще и в туристическую достопримечательность, было несколько, все они сводились, по сути дела, к сувенирам. Поделкам, которые можно соорудить на мастер-классе после экскурсии, миниатюрным живым растениям, чтобы их можно было увезти с собой в чемодане и дома выращивать, и другим подобным предложениям.
Группа программы «Больше, чем путешествие» уехала дальше на север, а сотрудники заполярного ботанического сада остались думать: как реализовать то, что предложили им молодые советники. Впрочем, самые активные студенты оставили свои телефоны и обещали не бросать арктических ботаников, поддерживать их и дальше советами и светлыми идеями.