Прибыли транзитом. Наши огороды захватывают опасные биологические «нелегалы»

Красный слизень не только жрёт всё, до чего дотянется, — от фруктов и овощей до всходов — но и может быть опасен для здоровья человека. © / Марина Волосевич / АиФ

Мы замечаем у себ­я на дачных участках и в природе всё больше «незваных гостей».

   
   

Например, красных слизней, которые считаются одними из самых опасных беспозвоночных на планете. А недавно биологи исследовали стремительное распространение крупных – и плодовитых – двустворчатых моллюсков, которые проникли в водоёмы России из Китая.

Жрут всё подряд

Гигантские красные слизни стали бедствием для подмосковных садоводов и огородников. Этот вид наземных брюхоногих моллюсков (слизень дорожный испанский) в Европе называют одним из наиболее вредоносных. Слизни могут съесть всё, что попадётся на пути, но предпочитают овощи и фрукты. Вместе с ними они, скорее всего, и были завезены в нашу страну. Интервенты также пожирают прорастающие семена и всходы. Опасен этот вид и для животноводства: скот, поедая растения, испачканные его слизью, может заразиться ботулизмом. Да и человек может подхватить некоторых паразитов (например, бычьего и крысиного цепня) или кишечную инфекцию. 

Испанские слизни быстро размножаются и выживают даже в неблагоприятных условиях – при недостатке пищи, понижении температуры, а есте­ственных врагов у них почти нет. Для борьбы с ними используют специальные химикаты или соль. Также садоводы ставят пивные приманки – ёмкости, наполненные пивом, запах которого привлекает моллюсков. Но эксперты признают, что всё это не оказывает существенного влияния на численность популяции.

Нажмите для увеличения

Прибыли транзитом

Несколько лет назад российские биологи обнаружили в реках и озёрах несвойственные нашим водо­ёмам виды моллюсков-беззубок: Sinanodonta woodiana и Sinanodonta lauta. Первый родом из Янцзы – главной водной магистрали Китая, второй – из реки Сунгари, китайского притока Амура. Раковины этих моллюсков могут достигать размера суповой тарелки. 

Учёные Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. Лавёрова Уральского отделения РАН выяснили, что китайские беззубки попали к нам через Казахстан, куда ещё в 1970-х их завезли вместе с рыбой – тогда в водоёмы Казахской ССР заселяли толсто­лобика, карпа, амурского бычка. А в XXI веке вместе с выращиваемой рыбой моллюски пере­местились в Россию. Одним из первых мест их обитания могло стать Белов-ское водохранилище (бассейн Оби), где разводят рыбу.

Личинки моллюсков (глохидии) крепятся к жабрам или телу рыб и таким образом переносятся в естественной среде обитания. Перемещение заражённых рыб от хозяйства к хозяйству привело к тому, что китайские беззубки расселились по всей России. В Енисее и Оби они прижились на участ­ках, подогреваемых водами ТЭЦ. «Размножились они и в нижней Волге, – говорит директор ФИЦКИА УрО РАН, член-корреспондент РАН Иван Болотов. – Массовые поселения беззубок способствуют вымиранию местных видов моллюсков и других беспозво­ночных, сокращению кормовой базы рыб и снижению численности фитопланктона. Так, снижение численности осетровых в Волге может быть связано с прогрессирующим глохидио­зом – паразитированием личинок моллюсков на рыбе, не адаптированной к такого рода заболеваниям».

   
   

Ещё 4 года назад наши био­логи предполагали, что вся волжская рыба заражена этими глохидиями. В новом исследовании отмечается, что раковины-гиганты появились уже в водоёмах Подмосковья. Они обладают феноменальными способностями к адаптации, способны жить в заброшенных прудах и ямах с непроточной водой. Пока ещё беззубок-интервентов можно изымать из водоёмов вручную, но с каждым годом делать это будет всё сложнее.

Внедрять к ним врагов

В России встречается более тысячи пришлых видов растений и животных. Специалисты Института проблем экологии и эволюции РАН, проанализировав фауну в 53 заповедниках европей­ской части страны, не нашли ни одной (!) территории, где не появились бы чужаки. 

Но самым вредным и опасным видом, проникшим к нам за последние десятилетия, учёные считают не китайских моллюсков, не слизней и даже не канадского бобра, вытеснившего привычного нам речного, а похожего на медузу гребневика мнемиопсиса. В Чёрном, Азовском и Каспийском морях из-за него в десятки раз упала численность хамсы, ставриды и шпрота, оказались на голодном пайке черноморские дельфины, а потом и каспийские тюлени.

«Основной способ, которым чужеродные виды прибывают в нашу страну, – перевозки. Моллюски, ракообразные, тот же гребневик приплывают с балластными водами судов или на их корпусах. Есть завозы с культурными растениями, продуктами сельского хозяй­ства. А треть (33%) появились здесь преднамеренно – их завезли для увеличения биоразнообразия, разведения и т. п.», – объясняет главный научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН, доктор биологических наук Варос Петросян.

Свою лепту в это «великое переселение» вносит и потепление климата. Из-за него расширяются ареалы видов, и вся та «экзотика», которая раньше обитала в субтропиках, теперь продвигается на север.

Как бороться с «нелегалами»? Ведь невозможно осмотреть, к примеру, корпуса всех приплывающих к нам судов. Действенным способом борьбы учёные считают внедрение в среду обитания их естественных врагов. Так произошло с тем же гребневиком мнеми­опсисом. Когда в Чёрное и Азовское моря подселили хищного гребневика берое, он сумел снизить численность мнемиопсиса, поскольку питается исключительно им.