И среди направлений развития появились такие, как вывод ядерных объектов из эксплуатации или решение отложенных проблем в области обращения с радиоактивными отходами.
Убрать за собой
Озеро Карачай в Челябинской обл. называли вторым Чернобылем. С 1951 г. оно было хранилищем радиоактивных отходов (РАО). Но теперь построили сложные инженерные сооружения и 200 тыс. м3 высокорадиоактивных техногенных илов и слагающих ложе водоёма суглинков изолировали. Реабилитированную таким образом территорию постоянно мониторят.
Не менее опасны были и водоёмы Теченского каскада в той же Челябинской обл. В 2008 г. риск прорыва плотины специалисты считали высоким, а в потенциальной зоне затопления радиоактивными водами находились 62 тыс. человек, 20 тыс. га сельхозугодий и 10 тыс. га леса. Но теперь угрозы нет - водоёмы перевели в контролируемое безопасное состояние. А всего безопасными с 2008 г. в стране стало около 280 га заражённых земель.
«Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2015 г.», или «ЯРБ», - так называется федеральная целевая программа, к которой уже ставят приставку «1», потому что в ближайшее время Правительство РФ должно принять аналогичную - на 2016-2030 гг. И если «ЯРБ-1» решила самые кричащие проблемы советского ядерного наследия, то у «ЯРБ-2» задачи уже не форс-мажорные. Нужно упорядочить работу и завершить формирование единой госсистемы обращения с РАО.
В принципе это логичный этап развития атомной отрасли. Когда она появилась, все были увлечены задачей создать надёжный «ядерный щит», желанием достичь новых рубежей, не очень думая о том, какой ценой это даётся и что делать с отработанным ядерным топливом (ОЯТ), радиоактивным «мусором» или атомными объектами по завершении их жизненного цикла. Но прошли годы - отходов накопилось изрядно, а объекты «постарели», и у отрасли появилась новая задача: убрать за собой, чтобы не навредить ни земле, ни людям.
Процессы эти идут параллельно во всех ядерных странах. На VIII Международной выставке и конференции «АТОМЭКО-2015» 9 и 10 ноября в Москве выступали представители Японии, Франции, Италии, Германии, Великобритании, Словакии, Швейцарии.
Никто, кроме нас
«Нам удалось переломить ситуацию в отношении экологической безопасности отрасли, - сказал на форуме Сергей Кириенко, глава «Росатома». - Мы перестали наращивать проблемы и перешли к их поэтапному сокращению».
По словам Валерия Язева, 1-го зампреда Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, чтобы оценить успехи «ЯРБ-1», нужно посмотреть вокруг. Другие федеральные целевые программы выполнены на 10-20%, не достигнув целей, которые в них ставились. А эта - на 108% при сокращении госрасходов и привлечении внебюджетных средств. И все поставленные цели достигнуты.
На 96% в 2008 г. были заполнены хранилища отработанного топлива промышленных и исследовательских реакторов - критический уровень. Сегодня - на 49% - резерв примерно на 20 лет. Более 10 тыс. специалистов заняты в работах по ликвидации ядерного наследия. 50 новых технологий разработали за это время, в т. ч. 10 по переработке ОЯТ.
Уран-графитовый атомный реактор ЭИ-2 в Томской обл. остановили ещё в 1992 г., но он оставался в Северске, так как технологий по выводу из эксплуатации таких реакторов попросту не было. Но в сентябре российские атомщики сделали то, чего до них никто в мире не делал, - безопасно вывели его из эксплуатации до состояния «зелёной лужайки». Ядерные материалы удалили, наземную часть ликвидировали, графитовую кладку надёжно законсервировали. Теперь своей очереди ждут ещё 12 аналогичных реакторов. Но это уже «ЯРБ-2».
Смотрите также:
- Ядерные «задачки»: Росатом сохраняет положение одного из мировых лидеров атомной энергетики →
- Multi-D безопасность. Как управлять атомной станцией в современной информационной среде? →
- «Большая надежда»: появление нового реактора - революция в энергетике →