«Они могли стать шубами». Как под Петербургом спасают диких зверей

Медвежонок Сеня выглядывает из загона для лошадей © / Яна Хватова / АиФ

Почти в каждом городе нашей страны есть приюты для бездомных животных  брошенных или больных кошек и собак. Но помощь нужна не только домашним питомцам. В России существует единственный центр реабилитации диких зверей и птиц. Сюда привозят чаек и сов с перебитыми крыльями, отбившихся от стада лосят, слепых ежей, выброшенных на помойку крокодилов, искусанных собаками лис, спасённых из пожара волков и сбежавших из неволи медведей. Большинство животных лечат и отпускают в леса, но некоторые постояльцы уже не смогут выжить без человека. Они остаются в Центре. С каждой неделей зверей становится всё больше. «Мы же не можем выпустить лебедя с одним крылом,  объясняет основатель центра.  Без нас он погибнет».

   
   

Животные со всей страны

Реабилитационный карантинный центр диких животных «Велес» появился под Петербургом четыре года назад. Его основатель Александр Фёдоров сначала хотел лечить здесь только морских млекопитающих, но потом люди начали привозить в центр лесных животных. Не бросать же их на произвол судьбы! Так в Центре появились медведь Потапыч, две рыси, а за ними и все остальные.

Сейчас на территории «Велеса» находится около 200 животных  медведи, волк, лисы, рыси, лошади, лосёнок, крокодил и птицы. Медведь Потапыч  один из самых первых поселенцев. Говорят, он сбежал от людей, когда его везли к ветеринару. Медведь пришёл в поселок под Гатчиной и решил остаться там жить. К счастью, он попал в дом егеря, а оттуда его забрали в «Велес». Потапыча нельзя выпустить на волю  он сразу пойдёт к людям, а они этому вряд ли будут рады. Больше всех в «Велесе» медведь любит волонтёра Юру. Когда молодой человек приходит, чтобы почистить вольер Потапыча, тот сразу просовывает морду между прутьев клетки, чтобы Юра её погладил.

Потапыч любит общаться с волонтёрами. Фото: АиФ / Яна Хватова

Рядом с Потапычем живут друзья Маша и Миша. Эти гималайские медведи приехали сюда из Уссурийска. Там они жили у егеря. Сначала медведей было десять. Когда егерь умер, его жена решила выпустить всех зверей в лес. Животные, привыкшие к человеку, пошли в деревню. Напуганные местные жители застрелили шестерых. Двоих, которые не захотели уходить от егеря, убили прямо в клетке. К счастью, на глаза волонтёров «Велеса» попало видео, на котором люди разделывают медвежьи туши. Благодаря этому удалось спасти последних двух медведей  Машу и Мишу.

Маша любит играть с покрышками. Фото: АиФ / Яна Хватова

Медведь размером с кошку

Зачастую животные попадают в Центр в результате издевательств человека. Например, рыжую лису Алису в лесу нашла семья, в которой росли маленькие дети. Родители подарили своим чадам живую игрушку, и те развлекались с бедной лисой, как с куклой, пеленали, наряжали в платья, а когда наигрались, отправили в «Велес» аж из Сахалина. Соседка Алисы, чернобурая Лиса, родилась в неволе совсем без шерсти.

Иногда животные оказываются в Центре из-за несчастного случая. Волк попал в «Велес» из экологического центра «Лесная сказка», где произошёл пожар. В лесу этот погорелец не выживет  он очень плохо видит своим единственным глазом. А вот ёжик, чудом уцелевший после нападения собак, совсем слепой  у него нет глаз. Стая псов так сильно покусала ему голову, что ёж едва остался жив.

Лиса Алиса одна из самых любопытных обитателей центра. Фото: АиФ / Яна Хватова

На зиму все животные переселяются с улицы в помещения Центра, но один обитатель «Велеса» живёт внутри постоянно. Это полуторагодовалый медведь Сеня. Взрослым медведем Сеню назвать трудно  у животного последняя степень рахита. Сеня размером с крупную кошку. Мордочка у него сплюснута, а лапы неестественно вывернуты, но именно он любимец всех волонтёров. «Про него мы узнали из интернета,  вспоминает основатель «Велеса» Александр Фёдоров.  Какая-то девушка в Мирном приехала на притравочную станцию, где увидела Сеню. Сфотографировалась с ним и выложила снимки в интернет. Зоозащитники подняли шум. Я позвонил в Архангельскую администрацию и договорился о покупке медведя. Сначала мы собирались отвезти его в Карелию, чтобы выпустить. Мы не знали, что у него рахит. Потом поняли, что выпуску Сеня не подлежит. Специалисты из Московского зоопарка вообще сказали, что его нужно усыпить».

   
   
Сеня дружит со всеми животными. Фото: АиФ / Яна Хватова

Конечно, усыплять Сеню никто не будет. В «Велесе» у него есть отдельная комната. Уголок Сени в здании похож на детскую комнату непослушного ребёнка: рядом с небольшой кроваткой разбросаны игрушки  медведь, заяц и два мячика. На улицу Сеня выходит неохотно. Как только он переступает порог, Виктор сразу же закрывает двери, чтобы медведь не передумал и не вернулся обратно  свежим воздухом нужно дышать каждый день. Сеня медленно, вразвалочку спускается с лестницы и направляется прямо в загон к карликовым лошадям  этот дружелюбный медведь любит общаться со всеми животными. Нагостившись у лошадей, Сеня выбирается из загона и начинает по-хозяйски проверять содержимое всех вёдер. Когда медведь гуляет по территории Центра, внимание всех волонтёров приковано исключительно к этому созданию. Гладить Сеню нужно очень осторожно: он всё-таки, хоть и слабый, но медведь и умеет больно кусаться.

Уголок Сени напоминает детскую комнату. Фото: АиФ / Яна Хватова

Крокодил с помойки и рыси для шуб

Кроме Сени, в здании живёт и один экзотический постоялец  маленький крокодил, которого не так давно нашли на петербургской помойке. Когда это произошло, об этом крокодиле писали все газеты, но на деле он оказался никому не нужным. В зоопарк крокодила не приняли, и теперь он живёт в «Велесе». Пока что он помещается в небольшой аквариум, но уже через несколько месяцев вырастет и будет занимать половину комнаты.

Гена пока очень маленький, но руки в аквариум лучше не совать. Фото: АиФ / Яна Хватова

В загоне с лошадьми, в гости к которым заходит Сеня, живёт двухмесячный лосёнок Троша. Его волонтёры буквально вытащили с того света Троша попал в «Велес» совсем маленьким и слабым, ему было всего четыре дня от роду. Этот лосенок отбился от своего стада и заблудился в лесу. Люди подобрали его и привезли в «Велес». Лосёнок был очень истощён. На его ногах до сих пор не заросли выстриженные места для капельниц. Через год, когда Троша совсем окрепнет и станет самостоятельным, его выпустят на волю. Недалеко от вольера с Трошей и лошадьми в клетках живут две рыси. По сути, это ещё детёныши, но выглядят они, как взрослые звери. Дело в том, что их держали на звероферме и усиленно пичкали витаминами, чтобы животные поскорее выросли, и их можно было бы пустить на шубы.

Лосенок Троша живёт вместе с лошадьми и альпаками. Фото: АиФ / Яна Хватова

В «Велесе» обитают не только животные, но и птицы. Двоих совят и ворону покусали собаки. Теперь у вороны вместо одного крыла только кости, но волонтёры рассчитывают, что крыло заживёт. Самая большая птица в Центре  сова Яся. У нее серьёзная травма головы. Яся не понимает, кто она такая и чем должна заниматься. Она не может даже самостоятельно питаться. Ветеринарный врач «Велеса» Татьяна Скворцова кормит сову с рук, проталкивая куриное филе в клюв птицы. Татьяна следит за здоровьем всех постояльцев, но лечить их очень трудно  рекомендаций по уходу за больными дикими животными нельзя найти ни в одном ветеринарном учебнике.

Двух совят сильно искусали собаки. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Здесь дети учатся любить»

На корм животным в месяц уходит порядка 300 тысяч рублей. На вольер для гималайских медведей было потрачено 1,2 млн рублей и 300 кг краски. Государство не выделяет деньги на зверей, несмотря на то, что лебедь из «Велеса» находится под контролем Росприроднадзора. Всех постояльцев содержат на средства Александра Фёдорова и волонтёров, которые каждый день приезжают помочь в уходе за животными. Они красят вольеры, привозят корм, расчёсывают гривы лошадям. «Хищникам нужно очень много еды,  рассказывает Татьяна Скворцова.  Сова съедает 130 граммов куриной грудки, медведю требуется 12 кг мяса в день. К счастью, у нас есть волонтёры, которые держат собственное кафе. Они привозят нам продукты каждую неделю. Девушка, которая имеет своё хозяйство, через день привозит козье молоко для лосёнка и медвежат. Привозят яйца, их очень любит Сеня».

Волонтёры красят вольер. Фото: АиФ / Яна Хватова

Новые постояльцы появляются в «Велесе» практически каждую неделю. Сотрудники Центра не всегда успевают создать для животных подходящие условия. «Если у нас не будет места, мы не сможем принять гепарда или лишнюю чайку, животные просто погибнут. Недавно люди спасли ворону и принесли её к нам. Они сами построили для нее вольер, и вороне там хорошо живётся».

У этой вороны крыло растерзано до самых костей. Фото: АиФ / Яна Хватова

Праздно шатающимся зевакам, которые идут в «Велес», чтобы просто посмотреть на животных, вход на территорию центра закрыт. Такие люди будут только отнимать время. Сюда пускают только волонтёров, которые приходят в «Велес» не ради развлечения, а чтобы помочь животным. «Волонтёры просто спасают наших животных,  признаётся Александр Фёдоров.  Особенно много народу по выходным. Если честно, мы сначала не рассчитывали, что животные будут у нас оставаться и их будет много. Но ведь не выпустишь же лебедя с одним крылом? Волонтёры здорово помогают. А работа здесь всегда есть. Скоро Троша вырастет, нужно вольер делать. Сеню надо бы на улицу переселить».

Девочка-волонтёр расчёсывает лошади гриву. Фото: АиФ / Яна Хватова

В «Велесе» люди и звери живут как одна большая семья. Волонтёры часто остаются ночевать в здании Центра, чтобы приняться за работу уже с утра. «Это нужно и нам, и нашим детям,  уверена мама семейства волонтёров.  Замечательно, что мы можем сделать для животных что-то полезное. Без нас они могут заболеть или погибнуть. Для детей такое времяпрепровождение гораздо лучше, чем, например, компьютерные игры. Здесь дети учатся любить».

Татьяна лечит всех животных центра. Фото: АиФ / Яна Хватова