Внутри муравьиного гнезда кипит жизнь, о которой мало кто знает. Учёные-мирмекологи, занимающиеся изучением этих насекомых, считают, что это настоящая цивилизация, в чём-то схожая с человеческой. Тут вам и муравьиные войны, и чужаки-мигранты, захватывающие Европу, и муравьи-фермеры, и даже рабовладельцы.
20% земной биомассы
Муравьи – это 20% земной биомассы всех животных (американский энтомолог Эдвард Уилсон как-то подсчитал, что если сложить их всех вместе, то муравьи мира будут весить столько же, сколько всё человечество. – Ред.). Их 14 тыс. видов. В России мы имеем дело только с 300–350 видами. Северные края не способствуют. Зато у нас нет ядовитых муравьёв, от укусов которых в Австралии и США ежегодно гибнут люди. Не добрался до нас и южноамериканский муравей-мигрант, который расселился по всей Южной Европе и вытесняет местных обитателей. Как это похоже на человеческую жизнь!
Пока из 14 тыс. видов генетически учёными изучены 700–800. Мы до сих пор точно не знаем, откуда муравьи появились и почему отказались жить в одиночестве, объединившись в общество.
Масса вопросов. Как они умудряются не мешать друг другу, ведь в муравейнике пробок нет? Есть ли у них язык? Зачем один барабанит усиками по голове, другой барабанит усиками? Но факт: по сравнению с другими насекомыми они супергениальны.
Тля – домашнее животное
Если мы условно разделим весь мир на беспозвоночных и позвоночных, то пик эволюции у последних – это Homo sapiens («человек разумный»), а у беспозвоночных – социальные насекомые: муравьи, термиты, пчёлы. При этом муравьи – одна из самых успешных эволюционировавших групп. Представьте только: у человека 46 хромосом, а у муравьёв бывает и 120. Есть, конечно, примитивные виды, но есть и такие, как муравьи-листорезы, обитающие в Южной Америке. Они срезают листья с деревьев, тащат в гнездо, мелко нарезают и потом на них выращивают грибы, чтобы кормить свои личинки. Они строят гигантские катакомбы под землёй, колония может насчитывать до 10 млн особей.
У муравьёв есть даже своё домашнее животное. Это тля. Её берут с собой и на зимовку. Весной, пока есть ещё нечего, тлю сажают на дерево, чтобы она давала им сладкий сок. Более того, муравьи их отбирают по работоспособности. Если тля плохо сосёт сок, то они её просто съедают, а вот удойную особь оставляют.
Наконец, поразительный пример – это «Сады дьявола» в Южной Америке, существующие уже 800 лет. Здесь муравьи держат только те деревья, в которых им удобно делать гнёзда. Те, которые им не нужны, они подгрызают. В этом муравьином саду растёт 328 деревьев. Что это, как не селекция?
Большой вклад в изучение муравьёв внесла отечественная школа мирмекологов под руководством профессора из Новосибирска Жанны Резниковой. Жанна Ильинична открыла, что муравьи могут считать повороты налево и направо, точно выбирая необходимое направление. В Новосибирске учёные также выяснили, что у муравьёв есть обучение. Правда, ему поддаются лишь 10%. Но именно эти 10% работают разведчиками, которые ищут что-то на территории и сообщают сородичам о находке, призывая на помощь. К слову, если изъять муравья, только что вылупившегося из кокона, он становится «тупым» и ничего активно делать не может. Если же его посадить со взрослыми муравьями, то он быстро развивается.
Храни королеву
Как правило, в муравейнике существуют три касты: рабочая, состоящая из бесплодных самок, матка-царица (за рубежом их называют королевами) и самцы. Да-да, в основном муравейник – это женское общежитие. Принято считать, что они большие трудяги, но 70% населения в гнезде бездельничают и ждут, пока их куда-то позовут: например, принести гусеницу. Рабочие делятся на подкасты – это няньки, фуражиры (добывают пропитание), жнецы (перемалывают семена), солдаты, разведчики, строители, сборщики падали, охранники и т. д. Такие муравьи живут недолго, ведь вокруг полно опасностей: на юге много муравьедов, в нашей полосе – дятлов. Медведи и кабаны сильно портят муравейники, обожают лакомиться их коконами.
Матки откладывают яйца и больше ничем не занимаются. Крылатые самцы появляются только раз в году – оплодотворить матку. Они спариваются в полёте. Самец за раз даёт такую порцию сперматозоидов, что самке их хватает на несколько лет для откладки яиц (у неё в брюшке есть специальная сумка – сперматека, где содержатся «резервы»). Самцы после спаривания почти сразу умирают, выполнив свою функцию. А вот матки – главные долгожители мира насекомых. Могут прожить и до 28 лет.
Рабочих нет, но есть солдаты
Есть у муравьёв и нечто похожее на рабовладельческий строй. В России рабовладельческих видов три: европейский, сибирский и дальневосточный. Они все ведут примерно одинаковый образ жизни. Рабовладельцы даже не едят сами – их нужно кормить нянькам, рабочим муравьям другого вида. Внешне процесс кормления выглядит так, как будто насекомые целуются. Один муравей подбегает к другому и отрыгивает капельку жидкости, а другой её слизывает.
Неудивительно, что рабовладельцы находятся на грани вымирания. Без рабочих они жить не могут, а их у них нет. Есть только солдаты, которые собирают гигантскую колонну и нападают на других муравьёв. Так что можно говорить, как и в случае с людьми, что главный враг муравья – другой муравей. Муравьи-амазонки воюют с другими примитивными видами – земляными, условно назовём их мирными. Всех, кто сопротивляется, они убивают сразу. А дальше проникают в гнездо, чтобы похитить куколки муравьёв. Те личинки, которые вылупляются потом из коконов, чувствуют новый запах своей семьи и начинают на неё работать, как рабы.
Люди вымрут – муравьи останутся
По квартирам у нас гуляет инвазивный вид – фараоновы муравьи (впервые их нашли в Египте, отсюда и название). Раньше их в России не было. А потом появились влажные ванные с кафельной плиткой, за которой можно спрятаться, отапливаемые помещения. А вместе с ними и муравьи. Самый часто задаваемый вопрос: как их уничтожить? Но это не ко мне. Боже упаси, я их только развожу! (Смеётся.) Отпугнуть их можно запахом горькой полыни или мяты.
Понятно, муравьи приносят и вред. Это те, которые живут в огороде, разводят тлю.
А вот лесные муравьи – наши помощники: они защищают лес от вредителей, например, непарного шелкопряда. Эта гусеница очень прожорлива, поэтому существует большая проблема, которая будет усугубляться. Собственно этот вопрос и подтолкнул наших специалистов в своё время к изучению муравьёв (с 1960-х гг. в стране проводятся симпозиумы «Муравьи в защиту леса»). Они рассчитали, что на один гектар леса, чтобы обеспечить безопасность деревьев, нужно 4 крупных муравейника.
Ещё муравьи – важнейшие почвообразователи (вместе с червями и термитами). Они расселяют семена более 3 тыс. растений. Могут даже охлаждать землю (обнаружено, что муравьи выделяют минерал карбонат кальция, прекрасно поглощающий углекислый газ. – Ред.).
Чтобы вы понимали: муравьи ведут свою историю с эпохи динозавров, т. е. им более 100 млн лет. Люди вымрут – а муравьи останутся. Впрочем, если мы научим детей не наступать на муравья, возможно, это будет полезно не только муравью, но и самим детям, поскольку польза планете от них есть.
Как китайский мавроди погорел на муравьях
Предприниматель Ван Чжэдун создал одну из самых успешных финансовых пирамид в истории КНР. Только продавал он не акции, а насекомых, используемых в китайской медицине.
В 2003 г. Ван основал предприятие, предлагавшее купить коробок редких муравьёв и заняться их разведением. Вход в бизнес стоил 10 тыс. юаней, или около 1,3 тыс. по тогдашнему курсу. Затем 10 раз в год фирма забирала насекомых и выдавала за них по 500 юаней – 52 долл. Доходность вложения получалась в 10 раз выше, чем в банке. И на эту удочку клюнуло 36 тыс. человек, передавших муравьиной компании свыше 417 млн долл.
Чтобы завербовать побольше партнёров, Ван завысил плату за насекомых. Как только приток новых инвесторов остановился, его бизнес рухнул и выплаты прекратились. Взбешённые китайцы окружили офис компании, и её создатель был арестован.
В период расцвета своей пирамиды Ван Чжэдун считался одним из примерных бизнесменов провинции Ляонин. Его часто видели среди чиновников из окружения её тогдашнего партийного руководителя Ли Кэцяна. Последний, чтобы спасти карьеру, действовал очень решительно. Не исключено, что это сказалось на суровости приговора. Ван Чжэдуна приговорили к расстрелу и казнили в конце ноября 2008 г. А Ли Кэцян в 2013 г. возглавил правительство Китая и работает на этом посту до сих пор.