Не будите зверя. Почему русского человека ассоциируют с медведем

Валентин Пажетнов со своими медвежатами. © / Фото Центра спасения медвежат-сирот

Маленькая кухня, на столе – бутылочки, на плите – кастрюли с молочной кашей. Всё как в яслях, только малыши тут необычные – медвежата.

   
   

Сегодня семью Пажетновых из Тверской области знают даже за границей. Много лет они живут в глухой деревне Торопецкого района, выхаживают медвежат-сирот и выпускают их в дикую природу.

Глава семьи и основатель биостанции Валентин Пажетнов рассказывает «АиФ» о «косолапом деле», которому  посвятил всю свою жизнь.

Лесной батюшка

Екатерина Евсеева, «АиФ-Тверь»: Валентин Сергеевич, какой он на самом деле, этот медведь? Ленивый? Злой?

Валентин Пажетнов: Медведи как люди. Бывают ленивые, бывают подвижные, бывают агрессивные. Но это очень умный зверь. Из всех крупных хищных млекопитающих у него самая сложная архитектоника головного мозга. Медведи способны к обучению, причём учатся они осмысленно. Не зря в цирке они и в футбол играют, и на велосипедах катаются, и акробатикой занимаются. Единственное, что не могут, так это играть на балалайке – когти слишком большие. Но это всё потехи ради. На самом деле медведь – особое животное. В России это царь зверей. Бурого медведя в старину величали Лесным Батюшкой, выказывая к нему большое уважение. А некоторые охотники, встречаясь с ним, просили прежде извинения и только потом добывали. Ещё была традиция – обязательно мыться перед охотой на медведя и ни в коем случае не произносить вслух, что идут брать именно этого зверя. Считалось, что он это услышит и уйдёт из берлоги. И такие случаи, когда косолапые буквально накануне покидали свои берлоги, были. Объяснить это, кроме как наваждением или даже колдовством, не могли. Но, видимо, у этого зверя существуют некие интуитивные границы жизни и смерти. Он всегда оставался сильным и загадочным.

– Говорят, у медведя русский характер. Выдумки?

– Посмотрите, как наивно русский человек может принимать врага. Медведь тоже может так себя вести – по-доброму, по-простому. При этом безмятежность может перейти в ярость, если его обидели. Мишка терпит-терпит, но уж если разойдётся – остановить будет трудно. Это присуще и русскому человеку. Добрый, радушный, в чём-то наивный. Но, почуяв зло, защищаясь, сметёт на пути всё. «Долго запрягает, да быстро едет» – хорошая поговорка. Так можно сказать и про русский характер, и про медведя. А ещё медведь может решать задачи, которые внеш­няя среда ставит перед ним впервые, то есть приспосабливаться, находить выход. Это тоже есть в нашем характере.

   
   
Глядя на новорождённых медвежат, трудно представить, что в 4 года они уже полноцен- ные цари природы. Фото: Фото Центра спасения медвежат-сирот

Чувства? Ах, Оставьте!

– На слуху история медвежонка Мансура, которого несколько лет назад в Тверской области приютил лётчик. Сейчас они живут под Калугой, у Мансура есть странички в соцсетях. Получается, человек и зверь могут дружить?

– Разве что только в мультфильмах. Что касается Ман­сура, он остаётся под присмотром одного и того же человека, к которому привык и чей запах стал для него «своим». Но сейчас на аэродроме с медведем ведут себя уже осторожно, его закрыли в вольере. Дело в том, что до четырёх лет медведи ещё дети, особенно самцы. В этом возрасте у них мягкая психика, они поддаются дрессуре. Потом формируется хищническое поведение, животное приобретает вес и силу, начинает делать то, что хочет. Не просто так цирковые артисты работают в основном с медведями до четырёх лет. Но я скажу одно: зверь, приручённый людьми, обречён. Находиться рядом со взрослой особью в какой-то момент человеку становится опасно, а выпускать животное на волю уже поздно…

А так медведь всегда был, есть и будет зверем, который требует аккуратного с ним обращения и контроля. Таким методом регулирования считается охота. Медведь на генетическом уровне должен испытывать страх перед человеком. Но я говорю про охоту по правилам. А не про безумное уничтожение.

– Вы посвятили всю жизнь медведям. За что вы их любите?

– Я их не люблю, а стараюсь научиться понимать. Это научный интерес, который поддер­живается любопыт­ством. За время существования нашей биостанции мы выпустили в дикую природу больше 250 медвежат. Всегда переживаешь за зверят, которые попадают к нам на грани выживания, когда понимаешь, что ещё дня два–три – и зверька не будет. Выхаживаешь, выпаиваешь из бутылочек… Но проявлять чувства к ним нельзя. Медвежата – милые существа, такие мохнатые и тёпленькие комочки. Порой так и хочется пощупать, погладить. Но никакой связи с человеком быть не должно. Даже разговаривать нельзя. Речь человека, главного потенциального врага, – особый внешний раздражитель, вызывающий у диких животных, в том числе у медведя, панику, боязнь. Медвежата, которых готовят к выпуску в природу, не должны привыкать к разговору людей. Иначе они не выживут в дикой природе.

Хватит жить одним днём

– Кто всё-таки опаснее: человек или зверь?

– Опаснее человека на земле существа нет. Хотя бы по той простой причине, что люди всё делают для того, чтобы уничтожить самих себя. Совершенно глупое занятие – использовать окружающую среду и не задумываться, чем это обернётся завтра. Сейчас деревья варварски рубят с единственной целью – обогатиться! Или вот нефть выкачивают. Потом в эту пустоту уходит вода, которая так нам нужна. В природе всё взаимосвязано. Но мы продолжаем действовать по-мичурински: взять от природы, не дожидаясь от неё милостей, как можно больше…

– Вы знаете ответ на вопрос: как привить человеку любовь к природе?

– Это пространство требует понимания, уважения и осторожного пользования. Создав свой, во многом искусственный мир, человек остаётся зависимым от природы. И пусть использование природных богатств приносит прибыль, но оно должно быть рациональным, не причинять вреда. А учить этому надо с малых лет. Да хотя бы научить выбрасывать мусор в положенное место. На экоуроках всегда говорю детям: съел конфету – пусть обёртка будет в кармане, пока не увидишь урну. Уроки природы, преподнесённые в детстве, остаются на всю жизнь. В своё время к нам попала енотовидная собака, которую сбила машина. Мы её выходили, а через полтора месяца пришло время отпускать на волю. Об этом узнали в нашем городе Торопце и попросили привезти детей – посмотреть. В итоге приехала целая группа ребятишек из дет­ского сада… Прошло много лет. Идёт мне как-то навстречу парень, высокий такой, в армейской форме. Он меня сразу узнал и первым делом спросил: «Дедушка Валя, а как там енот, которого мы тогда выпускали?» Видите, как у него отложилось событие из детства! И можно надеяться, что, став взрослым, у него не поднимется рука, чтобы причинить вред природе.

– Из-за коронавируса весь мир оказался в заточении. Может, это природа наконец решила отомстить за все наши злодеяния?

– Месть как социальный фактор – удел человека. Но планета Земля, на которой мы живём, её поверхность остаётся во многом потаённой. Пандемия заставила человека остановиться, отбросить суету, задуматься над тем, что главное в жизни – сама жизнь. Понять, что всегда есть добро и зло. Простые ценности, вечные, но такие необходимые сегодня. Невозможно жить одним днём и только потреблять… Мы всё куда-то гоним себя, торопимся, но становимся ли от этого свободнее и счастливее? Куда важнее оставаться в хороших отношениях с окружающими тебя людьми, прорастать друг в друга добром. Вот у нас очень большая семья, и никто ни с кем не ссорится. Для нас с бабушкой, моей женой, это главное. Как важно научиться жить, не выясняя отношения, не ругаться по принципу «не с нами – значит, против нас», быть готовым всегда прийти на помощь. Это самое большое счастье.