А малышу месяца два от роду, и шансов выжить никаких! Лётчики аэродрома Орловка в Тверской области назвали подкидыша Мансуром Орловским и зачислили в отряд.
Такси и клубника
«Дальше дороги нет», - таксист высадил меня посреди леса и был таков. Буераки, разрушенные строения. Самолётов не слышно. Медведем не пахнет... Пришлось идти наудачу. Месяц назад лётчики перевезли Мансура сюда, под Калугу, - на аэродром Орешково. На прежнем месте женщины стали бояться мишку - рост уже выше среднечеловеческого, вес - центнера полтора.
«Мансур, выходи, к тебе гости», - «названый папа» Андрей Иванов уговаривает «сыночка» покинуть берлогу-контейнер. Но Мансур так соскучился, что начинает сосать руку Андрея. Не прикусывает, а берёт нежно - по самую кисть. И урчит счастливый. Даром что «папка» у Мансура воскресный. Всю неделю Андрей работает в Москве. Защищает права пилотов и владельцев воздушных судов. Но настоящее удовольствие ему с детства доставляют небо, самолёт. А теперь и медвежонок.
Сегодня Мансура уже успели искупать из шланга. В Тверской области Андрей водил мишку на пруд, в Орешково планирует обустроить искусственный водоём. А просторный вольер прибудет уже в эти дни. Участь Мансура решена. «Мы пытались отдать его профессионалам, но зоопаркам своих бурых медведей хватает. Пажетновы (семья биологов, адаптирующих медвежат-подкидышей к дикой природе. - Ред.) тоже отказались: Мансур уже не боится людей - если его отпустить, он зайдёт в деревню. И всё!»
Первое время медвежонка кормили каждые 4 часа из бутылочки с соской. Спасибо специалистам Московского зоопарка - консультируют до сих пор. «Больше вреда было от зоозащитников-непрофессионалов. Они истерили: не мучайте бедное животное. Но вся жизнь медвежонка отражена в соцсетях, у него даже сайт есть. И из наших рассказов ясно: другого варианта выжить у Мансура нет».
Малышу исполнилось полгода, когда лётчики в очередной раз попытались его пристроить. Обратились в Минприроды, чтобы мишку отправили в заповедник. И вдруг случайно узнали, что Мансур на притравочной станции. «А мы ведь его отдавали с условием, что сможем навещать. Когда правда открылась, вызволить «сына полка» из беды было уже делом техники - целой командой поехали».
Мансур садится, встаёт на две лапы, ложится на спину - игры на свежем воздухе с любимым «папкой» ему нравятся не меньше водных процедур и лакомств от друзей, которые и сами прилетают, и шлют лакомства: орехи, семечки, изюм, фрукты, овощи, мёд, финики. Однажды кто-то ящик клубники привёз. К слову, молоком из пакетов мишка брезговал, а деревенское обожал. То же самое с арбузами. Разломит, понюхает - один уплетает за обе щеки, от другого нос воротит.
Однажды приехала к Мансуру целая бригада врачей - 5 человек, две машины оборудования - и удалили ему под общим наркозом два зуба. «Такой кариес был - болячка уже наружу вылезла. Похоже, без нас его сажали на цепь, и он содрал всю эмаль».
А в прошлом году Мансур… сбежал. Погулял по аэродрому, искупался. И отправился в деревню. «Из администрации звонят: заберите медведя! Ребята помчались. А в это время по деревне ехал фермер. Остановился и давай тискать медвежонка. Наши кричат: уезжай! Но Мансур уже увидел открытую машину - и нырк туда. Фермер в шоке. Пришлось ему везти мишку на аэродром». А вот полюбить самолёт, как «папа», Мансур пока не смог. Когда-то Андрей посадил его в кабину своего Ан-2. «А он, как услышал рёв мотора, забрался ко мне на колени, морду в форточку высунул - ещё больше испугался, обнял меня лапами за шею. И всё! Чувствую, как штаны мои всё теплее, теплее…»
«Львёнка не возьмёте?»
Мечта Андрея и его коллег - развить частную авиацию. Сам он начал летать в 11 лет - в планерной школе на Тушинском аэродроме. Сейчас здесь, в Орешково, не столько клуб по интересам, сколько волонтёрское движение. Несколько лет назад ребята восстановили два легендарных Ил-14 (во всём мире их осталось три). А теперь та же команда содержит Мансура. «Когда мишке сделали сайт, народ стал предлагать помощь. И транзакции все видят. Например, металлический вольер диаметром 50 метров обошёлся в 700 тыс. руб. (бетонный стоил бы миллионов шесть). Половину оплатили поклонники Мансура, вторую - мой друг. Его же компания каждый месяц перечисляет мишке денежку на питание».
Когда-то к Мансуру очереди стояли - вечером он, бедный, валился без сил. Да и сейчас вниманием не обделён. То вертолёт приземлился с пилотом Катей из Москвы: «Мансур, я тебе яблоко даю, а ты руки лижешь!» То из соседнего Воротынска бабушка с внуком пришла.
«Что дальше? Есть у нас мечта - медвежий форт: несколько пород в одном вольере, - признался Андрей. - Нам, к слову, и медвежат ещё предлагали. И даже львёнка. Мы пока не готовы».
Пока и без форта взрослые и дети здесь одинаково счастливы. Между гостями и медвежонком только электронный пастух. Нежная женщина, случайно задев провод с током, ойкнет. Для мишки же это самое гуманное средство охраны. «Он у нас никого ни разу не обидел. Но поведенческие особенности хищника стоит учитывать».
Рубашка превращается… Превращается рубашка… На глазах у изумлённой публики Мансур укоротил рукава «папкиной» робы. «Теперь понимаете, почему мы не подпустили вас к мишке? Очень уж он ласковый. Начнёт обниматься - и одежду порвёт, и повалит легко. А мы приручили - теперь в ответе».
Смотрите также:
- Небо. Самолёт. Мансур. Как поживает медвежонок, ставший сыном авиаполка? →
- А если Волга совсем пересохнет? Почему мелеют крупнейшие российские реки →
- От Екатеринбурга до Сочи. Как города России в июне уходили под воду →