Кому погода шепчет. Роман Вильфанд о том, верить ли долгосрочным прогнозам

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

Впереди длинные выходные, поэтому главный вопрос сейчас: какая погода нас ждёт?

   
   

Об этом, а также о пользе и вреде глобального потепления для РФ и тех шагах, на которые готова наша страна, мы поговорили с научным руководителем Гидро­метцентра России Романом Вильфандом.

Юлия Тутина, «АиФ»: Роман Менделевич, недавние исследования Принстонского университета подтвердили, что нашей стране, как и Канаде, с точки зрения экономики потепление только в плюс. Мол, на наши севера, где станет теплее, поедет рабочий люд, а повышение температур увеличит производительность труда. Вы согласны?

Романом Вильфанд: Трудно комментировать исследования одной группы учёных. Хотя давно известно, что глобальное потепление для нашей северной страны даст как положительный, так и отрицательный эффект. В 2006 г., со второй половины января и до 20-х чисел февраля, от западной границы страны до Енисея температура держалась на 15˚С ниже нормы. Огромная территория – и везде холодно! В нашей стране энергия закольцована: из регионов, где погода тёплая, её перебрасывают в замерзающие регионы. А здесь неоткуда было перебрасывать – холодина везде. Тогда выдержали. Но понятно, что чем теплее, тем меньше рисков возникновения таких ситуаций. 

Следующий плюс – увеличение территорий с плодородными почвами. В ряде регионов – скажем, в центре европейской России, Сибири, в южных регионах азиатской части – будут создаваться хорошие условия для использования земель в сельском хозяйстве. Последние исследования в ряде институтов Росгидромета показали, что в Нечерноземье при глобальном потеплении улучшаются условия для вегетации сельхозкультур, прежде всего зерновых. Севморпуть станет более судоходным, и это огромный экономический плюс для страны.

Однако минусов тоже хватает. Например, в Краснодарском крае, в Ставрополье, по тем же расчётам, к концу века может заметно уменьшиться количество осадков. Эти районы и так засушливые, а ведь это житница нашей страны! Если такое произойдёт, проблема сельхозпроизводства будет нарастать. К тому же нас ждёт увеличение экстремальных, а значит, опасных природных явлений. По данным Росгидромета, за последние десятилетия их количество уже увеличилось в 2 раза. 

60% нашей страны занято вечной мерзлотой, и это огромная проблема: вечная мерзлота перестаёт быть вечной. Например, при строительстве там не нужно было рыть котлованы, ведь вечная мерзлота – это твёрдая основа. Там вся инфраструктура построена с учётом этого – промышленные и жилые помещения, десятки тысяч километров газо- и нефтепроводов. Теперь же эти опоры окажутся неустойчивыми. Так что в целом, по данным ГГО – климатического центра Росгидромета, минусы существенно перевешивают плюсы. 

   
   

Помочь дышать другим

– В недавнем выступлении на экологическом форуме президент Путин подчеркнул, что Россия готова на различные шаги, чтобы решить проблему с выбросами парникового газа…

– Усилиями одной страны или даже половины стран мира проблему не решить. Нужны общие усилия всего человечества. Парниковые газы легко перемешиваются, и выбросы одной страны быстро распространяются по всему земному шару. 5 лет назад впервые был сделан существенный шаг – практически все страны мира договорились и подписали Парижское соглашение. Но для его реализации нужно существенное вложение средств. Понятно, что бюджеты всех стран ограничены – всем нужно вкладывать в обучение, в медицинское и пенсионное обеспечение. Эта проблема возникает перед каждым руководителем страны – вкладывать в сегодняшние нужды или думать о будущем своей страны и всего мира. И в этом смысле шаги, которые предложил сделать другим странам и пообещал сделать президент РФ в своём выступлении на саммите, прогрессивны. Это отметили в том числе и США. У нас и так есть колоссальное преимущество перед другими странами – на территории нашей страны растут 25% мировых бореальных лесов. Они естественным образом поглощают углекислый газ и этим борются с глобальным потеплением. Кроме того, огромные средства тратятся на лесопосадки, на уход за лесами. И это очищает воздух всей планеты. 

Будущее – в тумане?

– Вы недавно сказали, что даже через 50 лет мы не будем иметь 100-процентных долгосрочных прогнозов. Почему вы не верите в силу науки?

– Сегодня мы можем дать уверенный прогноз на ближайшие 5–6 дней – метеорологи за последние десятилетия очень продвинулись в понимании физики и динамики атмосферных процессов на этот срок. При прогнозе на долгие сроки такой уверенности у учёных нет и быть не может. И это притом что Росгидромет находится на одной из передовых позиций в области долгосрочного прогнозирования. Всемирная метеорологическая организация дала лицензию на создание долгосрочных прогнозов 12 национальным службам из претендовавших 60. И мы наряду с Францией, Германией, Великобританией, Китаем, Австралией, США стали центром продуцирования долгосрочных прогнозов погоды.

– Поздравляю! Однако вернёмся к долгосрочным прогнозам…

– Тот, кто уверен в своём долгосрочном прогнозе, вызывает удивление. Объясню. В этом случае вступают в силу многие факторы, которые учитывать сложно или даже невозможно. Скажем, наукой ещё плохо изучен океан, а он играет огромную роль в формировании прогноза. Кроме того, сама атмосфера хаотична, и чем на более долгий срок мы прогнозируем, тем больше включается этот хаотический компонент. Великий математик и метеоролог Эдвард Лоренц назвал это «эффектом бабочки»: иногда в условиях неустойчивой атмосферы взмаха крылышек бабочки достаточно, чтобы изменить всю структуру, всю циркуляцию атмосферы на огромном пространстве. А разве можно предсказать, где эта бабочка взмахнёт крылышками – в Москве ли, в Мельбурне?

В любой ли науке присутствует хаос? Нет! Например, в астрономии можно надёжно рассчитать положение космического тела на небосводе на тысячу лет вперёд. Потому что в космосе действуют только кеплеровские законы притяжения. И нет проблем рассчитать всё точно. А вот в атмосфере это не так. Какие бы ни развивались приборы и методики, и через 50, и через 50 тыс. лет по истечении двухнедельного интервала будет возникать хаотическая составляющая. Понимаю, всем хочется знать сейчас, будет ли дождливая погода в середине июля, когда вы собираетесь в отпуск. Увы, теория пока подтверждает, что получить точный прогноз будет невозможно никогда.

– Мы поняли: точного прогноза на лето не узнать. А что говорит предварительный?

– Наиболее вероятный сценарий – тёплое лето. На большей части территории России ожидается температурный режим около и выше средних многолетних значений. На севере России, как на европейской, так и на азиатской территории, наиболее высока вероятность положительных аномалий температуры. Тёплая погода прогнозируется и в Южном федеральном округе, в Краснодарском крае, в Крыму и на Северном Кавказе.

– А что нас ждёт на майские праздники?

– На европейской территории сложилась редкая ситуация: преобладает юго-западный – традиционно тёплый – ветер. Однако вопреки обыкновению именно он задувает к нам так называемый возвратный холод. Центр циклона установился северо-западнее Москвы, и из-за него происходит заток холодных арктических воздушных масс на восток Западной Европы: в Польшу, Германию. А дальше эти воздушные массы возвращаются в центр европейской России, в Москву. Поэтому до конца апреля температура будет ниже нормы и только в первых числах мая приблизится к ней.