К теплу придётся привыкать. Как будет меняться климат в регионах России?

Три года назад был принят национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата. Его срок истёк в 2022-м, и вот теперь правительство утвердило план мероприятий второго этапа. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

   
   

План рассчитан до 2025 года и содержит 17 мероприятий, сказано на сайте правительства. В числе прочего предполагается создать специальный информационный ресурс, который будет отражать сценарии климатических изменений для разных регионов нашей страны.

А вы почувствовали первый этап?

«Документ своевременный и вполне органичный, он учитывает не только масштабы и многообразие климатических условий нашей страны, но и конкретные направления адаптационных мероприятий и приоритетные объекты, — говорит главный научный сотрудник Института географии РАН, член-корреспондент РАН Аркадий Тишков. — С другой стороны, если спросить на улице любого человека, почувствовал ли он, что у нас прошёл первый этап адаптации к изменениям климата, вряд ли его ответ будет положительным. Боюсь, что со вторым этапом будет так же, и к 2025 году эта неопределённость сохранится.

Хотелось бы, чтобы его результаты были более наглядными. Тем более что для некоторых регионов действительно пора принимать срочные меры на федеральном уровне. В первую очередь — для российской Арктики, где потепление достигло критических показателей и где прогнозируются негативные последствия для развития строительства и транспорта».

Кому выгодна антропогенная версия потепления

Недавно завершившуюся зиму трудно назвать тёплой для европейской части России. В столичном регионе, например, в рождественские дни столбик термометра опускался до минус 25 °С, а в минувшие выходные (уже почти в середине марта!) погода напомнила избалованным горожанам, что в её арсенале есть такие средства, как пурга и ледяной дождь.

Тем не менее учёные утверждают, что, если посмотреть данные многолетних показателей, станет очевидно, что в России, как и в целом по планете, идёт потепление. Причём у нас оно идёт интенсивнее, чем в среднем по миру. Если с начала ХХ века на Земле в целом потеплело на 1-1,2 °C, то на территории нашей страны — на 2,2-2,4 °C. Причина в том, что у нас, во-первых, очень большая площадь суши (над ней этот процесс происходит быстрее, чем над океаном), а во-вторых, огромные северные просторы (Арктика нагревается значительно быстрее других регионов Земли).  

О причинах потепления спорят учёные, политики и обыватели. Климатические скептики обращают внимание, что антропогенная версия (дескать, во всём виноват человек) выгодна прежде всего странам Запада и их бизнес-кругам. Продвигая её, они хотят усилить своё влияние, ведь под предлогом борьбы с изменениями климата можно ослабить сырьевые экономики, в том числе российскую, и навязать всему миру ими же разработанные технологии альтернативной энергетики.

   
   

Станет ли Сахалин «зелёным»?

Как бы то ни было, Россия в 2019 году подписала Парижское соглашение, согласно которому взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Надеясь в будущем извлечь из этого выгоду (речь в первую очередь идёт о продаже другим государствам квот на выброс парниковых газов), власти страны разрабатывают и реализуют различные «зелёные» проекты.

Например, проект карбоновых полигонов — с их помощью хотят наладить систему подсчёта углеродного баланса, то есть отслеживать по всей территории объёмы выброшенного и поглощённого природными экосистемами углекислого газа. Поддерживаются компании и инвестиции, которые улучшают экологическую ситуацию и оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.

А на Сахалине так и вовсе идёт климатический эксперимент — там запланировано достижение углеродной нейтральности к концу 2025 года. Говоря проще, выбросы углекислого газа в атмосферу будут компенсироваться его улавливанием и поглощением. Если удастся этого добиться, остров Сахалин станет первым в мире «чистым» регионом.

Ущерб от таяния мерзлоты — 8,5% ВВП

Даже если бы Россия не признавала на государственном уровне антропогенное воздействие на климат Земли, трудно было бы отрицать сам факт климатических изменений. Они заметны и московскому клерку, и ростовскому фермеру, и ямальскому оленеводу. Поэтому с 2019 года правительство разрабатывает национальную систему адаптации к этим изменениям — определяет меры защиты людей и отраслей экономики от последствий потепления.

Так, среди прочего предусмотрено усовершенствовать механизмы страхования рисков стихийных бедствий, внедрить новые технологии по изучению климата, проанализировать существующие российские и международные практики по адаптации к климатическим изменениям. А также создать специальный информационный ресурс (портал) со сценариями изменений климата на территории страны.

Этот портал будет включать характеристики и различные сценарии изменения климата для каждого региона. На его основе можно оценивать возможный экономический ущерб от воздействий стихии и составлять перечень уязвимых объектов.

Например, в Арктике планируется оценить состояние и устойчивость грунтов, после чего подготовить необходимые технические предложения: там повсеместно тает вечная мерзлота, на которой ещё в советские времена были построены здания и инфраструктура, и сейчас они разрушаются. По оценкам экспертов, к 2050 году ущерб экономике страны от таяния вечной мерзлоты составит 8,5% от ВВП.

О чём был доклад Росгидромета?

«Пока трудно сказать, какие конкретно меры по плану адаптации второго этапа будут приняты. На первом этапе очень важным результатом стала подготовка оценочного доклада Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории страны, — рассказывает профессор НИУ ВШЭ, доктор биологических наук Дмитрий Замолодчиков. — Это серьёзный научный труд, где изложены самые современные данные об изменениях климата, их воздействии на природные и социальные системы».

Причём этот доклад был уже третьим по счёту. Первый Росгидромет выпустил в 2008 году, второй — в 2014-м. Как говорят учёные, периодичность необходима по двум причинам: во-первых, климат быстро меняется, во-вторых, наука развивается и находит объяснение непонятным ранее явлениям и процессам.

Какие же главные выводы можно сделать из третьего доклада?

«Территория России теплеет почти вдвое быстрее, чем в целом суша на планете — за десятилетие на 0,51 °С, — объясняет Дмитрий Замолодчиков. — У нас с 1980-х каждое десятилетие выходит теплее предыдущего, а если взять 10 самых тёплых лет за всю историю наблюдений, то 9 из них были уже в ХХI-м, а не в ХХ-м веке.

За последние полвека у нас увеличилось количество осадков. Правда, есть региональные различия. Например, летом на юге европейской части России их стало меньше. Сокращается продолжительность залегания снежного покрова — в первую очередь на той же европейской части, на юге Западной Сибири и на севере Средней Сибири. А вот в ряде других регионов снег, наоборот, стал лежать дольше. Например, на Кольском полуострове».

Плюсы и минусы

Рост средней температуры воздуха сопровождается увеличением продолжительности так называемых волн тепла. А они приводят к повышенной смертности. В группе риска — люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями и пожилые. Согласно прогнозу, к 2030 году природно-климатические изменения могут привести к росту смертности населения примерно на 0,1% и вызвать миграционные перемещения на территории России и через её границы.

Из плюсов: повышение температур в северных широтах благоприятно сказывается на работе нефтегазовой отрасли. Улучшаются условия работы на открытом воздухе, уменьшаются простои в работе. Тем не менее минусов, говорят учёные, всё равно больше. Тут и пожары (лесные и торфяные), и нашествия насекомых-вредителей, и увеличение числа экстремальных погодных явлений, и появление чужеродных видов, и падение рыбных уловов.

Так, рост температуры вод Чёрного моря плохо сказался на состоянии запасов холодолюбивых видов — в частности, шпрота. За последние 10 лет численность базовых промысловых видов Азовского и Чёрного морей: бычков, тюльки, азовской хамсы и того же шпрота, — резко сократилась, что отразилось на рыбодобыче южных регионов России. Даже аграрии, которым, казалось бы, потепление должно быть на руку (увеличивается период вегетации, растут урожаи), несут убытки: значительная часть земледельческой зоны, основные регионы производства зерновых всё чаще страдают от засух.

Но оценочный доклад учёных-климатологов — это всего лишь текст, изложенный на бумаге. Будут ли учтены их выводы и как будут выглядеть на практике все эти меры адаптации к климатическим изменениям?

«Чиновники и бизнесмены много говорят о низкоуглеродных технологиях, восстановлении лесов, карбоновых полигонах и пр. Хотелось бы, как я уже заметил, чтобы результаты запланированных мер были наглядными», — заключает Аркадий Тишков.