Отлов сразу двух тигров во Владивостоке и Артёме стал своего рода сенсацией.
Как утверждают профессиональные экологи, полосатые в здешних местах живут постоянно. Их фиксировали во время учётов, но раньше о таких встречах не сообщалось. Возможно, их причиной стал человек. Близ названных городов существуют большие лесные массивы, куда начали прокладывать дороги, делать бизнес-зоны. Дальше, не исключено, там начнут строить коттеджные посёлки и контакты с диким зверем могут участиться.
Не успели отгреметь истории с «городскими» тиграми, как пришли сообщения об отлове тигрицы трёх-четырёх лет в посёлке Солонцовый Хабаровского края. Её нарекли Тихоней, поместили в центр реабилитации, откуда она... сбежала. Отслеживают тигра в Приморье в окрестностях села Раздольное, где полосатый напал на собаку. Каждая потенциально конфликтная ситуация отслеживается специалистами.
Сдал анализы — в лес!
Владивостокский тигр недавно получил официальное имя. Теперь его гордо кличут Владик. У пойманного 26 октября около Артёма тигра пока что официального имени нет, сейчас его называют Артёмом для удобства, но в скором времени и он будет наречён по всем «тигриным» правилам. Его выпустили на волю уже на следующий день после отлова.
— Тигр, которого отпустили в районе охотхозяйства «Тигровое», чувствует себя хорошо. Сейчас он успешно охотится, по всей видимости вернулся на свой охотничий участок, поэтому постоянно держится в Михайловском и Уссурийском районах, мы за ним наблюдаем. То есть вернулся к нормальному поведению для дикого зверя: ест, отдыхает, к людям не приближается, — рассказал Дмитрий Панкратов, директор департамента охотничьего надзора Приморского края. — У хищника взяли все необходимые анализы, поэтому точно можно сказать, что он здоров. Он сейчас находится там, где достаточно копытных и минимальное количество населённых пунктов. Наши сотрудники следят за тигром, смотрят, чтобы он не создавал конфликтных ситуаций, и обеспечивают его охрану.
Место, где тигра отпустили на волю, расположено рядом с Уссурийским заповедником. А перевозка зверя из одного места в другое — обычная природоохранная практика. Главное, чтобы он был в безопасности, а конфликтные ситуации с людьми сведены к самому минимуму.
— Транслокация — перемещение животного из одной части ареала в другую, широко применяется
«Владивостокский» хищник пока под присмотром, он моложе «артёмовского». Пока, впрочем, всё хорошо. Специалисты посмотрят, как он умеет охотиться, опасается ли он людей, и только после этого примут решение о выпуске его в дикую природу. В любом случае произойдёт это не раньше весны, когда стает снег и проснутся барсуки и енотовидные собаки.
Что касается тигрицы Тихони, недавно доставленной в Центр реабилитации диких животных «Утёс», то она совершила побег из вольера, воспользовавшись случаем. В результате порыва ветра в вольере, в котором содержалась хищница, подгнившее дерево упало на ограждение вольера и частично разрушило его. Тигрица прошла по стволу дерева и покинула территорию вольера. Глав администраций близлежащих населённых пунктов муниципального района имени Лазо предупредили о побеге хищницы. В случае её появления на территории населённых пунктов будут предприняты меры по её отлову.
Невидимые соседи
«Причина перемещения амурских тигров — очень интересный вопрос. Дело в том, что, как правило, многие взрослые самцы ищут себе новые места обитания, это естественный процесс расселения тигров. Но мы отрабатываем все версии, включая версию “домашнего” тигра. Если тигр дикий, то, вероятнее всего, он мог двигаться с юго-западного Приморья, где численность тигра достаточно
При этом экологи отмечают слаженную и чёткую работу оперативных групп по разрешению конфликтных ситуаций департамента охотнадзора Приморского края и Министерства природных ресурсов Хабаровского края. По их словам, все тигры, угрожающие своим поведением спокойствию граждан, успешно и своевременно отлавливаются без травм, доставляются в реабилитационные центры. И никакой паники, никаких разговоров о «тигрином нашествии» быть не может. Количество конфликтов, зафиксированных в этом году, вполне сравнимо со статистикой прошлых лет.
То, что первый из «взятых под стражу» тигров всё ещё под присмотром специалистов, вызвано его возрастом — он ещё не набрал нужную массу для охоты на крупных копытных животных. Однако похоже, что с ним всё в порядке и скоро он тоже отправится в дикий мир.
— Как такового выхода зверя в город не было, они просто себя показали, а мы живём рядом с ними, — говорит Дмитрий Панкратов. — Они к нам приспособились, ведут себя так, что человек их не видит. Но человеку они опасности не представляют, первыми не нападают.
Идут снега опасные
Для зверя (и копытных вегетарианцев, и хищников) действительно серьёзная угроза — предстоящая зима. Прошедший в августе тайфун «Лайнрок» нанёс Приморскому краю ущерб свыше 1,5 миллиарда рублей. Подтоплено более 3678 домов, 5037 придомовых территорий, разрушено 43 участка автодорог общей протяжённостью 221 километр. Нанесённый ущерб сельскому хозяйству Приморского края, лишь по самым предварительным оценкам краевого департамента сельского хозяйства и продовольствия, уже составил 367 миллионов рублей. Затоплено 14 тысяч гектаров сельхозугодий. С убытками для людей, затопленными домами, ущербом сельскому хозяйству человек довольно успешно справляется. А что с диким зверем?
По данным мониторинга регионального департамента охотничьего надзора, в местах затопления не обнаружено ни одного трупа диких животных. Тем не менее вероятность недостаточности кормовой базы в связи с паводками существует, считают в департаменте.
— Кормовая база для зверя вызывает у нас опасение, — рассказал Дмитрий Панкратов. — Желудь уродился местами, его недостаточно, и он качественно не дозрел. Для того чтобы сохранить численность кормовой базы тигра, копытных необходимо будет подкармливать.
Подкормку копытных животных ведут охотпользователи. В основном на свои средства, на средства общественных организаций. У них есть план мобилизационных мероприятий, где расписаны их действия на тот или иной случай, в том числе и на завальные снега. В этом году определены новые места для подкормки. Да и животные за последнее время уже привыкли к заботе людей о них. Кабаны уже выходят посмотреть, есть ли что на кормушках? Сейчас закупают сено, сою, кукурузу. Работы, похоже, будет много.
— Мы надеемся, что зима будет малоснежной и копытные без потерь её перенесут, — предполагает Сергей Арамилев. — Но согласно пословице «сани нужно готовить летом». Поэтому мы формируем резервный фонд. Корма распределят только среди тех охотпользователей, которые проводят биотехнические мероприятия, это помощь им в их усилиях по увеличению численности копытных животных. Корма начнут выкладывать только после окончания сезона охоты под строгим контролем, в том числе ветеринаров.
Мы можем помочь
Сейчас необходима закупка 300 тонн кормов для копытных и их выкладка в местах их обитания. Ситуация осложняется ещё и тем, что многие лесные дороги, по которым можно доставить корма животным, размыты. Следовательно, могут возникнуть трудности не столько с закупкой кормов, сколько с их завозом на подкормочные площадки. Те небольшие участки, на которых может остаться ещё какой-то корм, станут местом концентрации копытных. Значит, нужно заранее думать и об усилении борьбы с браконьерством.
Есть и проект сотрудничества экологов с крупными компаниями России, собирающимися вкладываться в территории опережающего развития в Приморья. Один из них обсудили на форуме «Природа без границ», прошедшем в октябре во Владивостоке. В частности, речь идёт о кормовой базе для больших свиноводческих комплексов в районе Михайловки.
Речь о том, чтобы оставлять для дикого зверя небольшие участки полей с соей и кукурузой, и дикие животные смогут кормиться досыта. Второе — не запахивать поля после уборки урожая. Сейчас совместными усилиями департамента охотнадзора, Центра «Амурский тигр» и WWF России ежегодно выкладывают 500-600 тонн кормов. Под силу крупным предприятиям делать ещё столько же.