От шельфового ледника Эймери в Восточной Антарктиде откололся айсберг массой 315 млрд тонн. Об этом в Twitter сообщил Институт океанографии Скриппса. По данным антарктического подразделения Министерства окружающей среды Австралии, официальное название айсберга — D-28, он откололся от ледника 26 сентября. Его размер составляет 1636 кв. км (50 км на 30 км), что по площади примерно сопоставимо с Сиднеем или островом Скай в Шотландии.
Как часто такие большие айсберги могут отделяться от ледника?
Ледник Эймери является третьим по величине в Антарктиде, его площадь — около 40 тыс. кв. км. Ледяной шельф расположен между австралийскими исследовательскими станциями Дэвис и Моусон. Как утверждают ученые, последний раз крупный айсберг откалывался от шельфового ледника Эймери в 1963 году. Его площадь составляла 9 тыс. кв. км.
Кроме того, в июле 2017 года в Антарктиде откололся айсберг весом 1 трлн т и площадью 5800 кв. км от другого шельфового ледника: Ларсена. Тогда исследователи отмечали, что это один из крупнейших айсбергов за всю историю наблюдений, а на его площади могли бы разместиться два Люксембурга.
Отделение айсберга связано с изменением климата?
Ученые, наблюдающие за айсбергом, говорят, что его отделение не связано с изменением климата. Дело в том, что айсберги откалываются периодически, следуя циклу 60-70 лет. Кроме того, отделение айсберга не было внезапным, исследователи с 2010 года прогнозировали это событие. «Мы впервые заметили трещину на передней части ледяного шельфа в начале 2000-х годов и предсказывали, что большой айсберг отколется в период с 2010 по 2015 годы», — заявила профессор Института Скриппса Хелен Аманда Фрикер.
В то же время эксперты Министерства окружающей среды Австралии отмечают, что потеря льда может повлиять на процесс таяния океана под оставшимся шельфовым ледником и на скорость, с которой лед сползает с континента в море.
Опасен ли айсберг для кораблей?
Гляциолог (специалист по изучению природных льдов), заместитель директора Института географии Российской академии наук Николай Осокин рассказал сайту телеканала «360», что течения отнесут айсберг в северные районы, где температура воды выше нуля. Айсберг будет постепенно раскалываться и таять, однако на это уйдет не один год.
По словам Осокина, опасности для кораблей айсберг практически не представляет. Все крупные современные суда обладают средствами радиолокации, поэтому они смогут увидеть льдину за многие десятки морских миль и успеть обойти ее. Однако для маленькой лодки, не имеющей средств связи и наблюдения за окрестностями, айсберг в теории может быть опасен.