Львиная доля. Крымскому сафари-парку нечем кормить хищников

Екатерина Апонина / АиФ-Крым

Зимой хищники живут в вольерах сафари-парка, но выходят на улицу, как только пригревает солнце. Директор и создатель парка «Тайган» Олег Зубков заходит в вольер, на ходу приговаривая: «Кисули мои». Тут же с приветственным рыком к нему подходит Лорд — один из старейших львов парка, ему уже 23 года. Олег обнимает его за шею, теребит по загривку. Мощный Лорд трётся об него, как домашний кот.

   
   
Директор парка львов «Тайган» Олег Зубков. Фото предоставлены парком «Тайган»

Правда, сейчас Зубков рассматривает вариант переезда Лорда в Португалию — вместе со всем остальным сафари-парком. О переезде он стал задумываться совсем недавно — после того как закрытие Украиной границы с Крымом создало зоопарку большие трудности. Проблемы у львов не политические, а практические — возникли серьёзные трудности с поставками мяса.

Дело в том, что раньше мясо для корма животных в «Тайган» доставлялось с Украины. Прежние поставщики по-прежнему готовы работать с Зубковым, но ни один перевозчик не берётся доставить груз: нужно получить множество разрешительных документов, отстоять очередь на таможне, пройти досмотр на въезде в Крым — всё это большие затраты и времени, и денег.

В Крыму Олега Зубкова называют «человеком-львом». Он создал здесь два зоопарка — «Сказку» в Ялте и «Тайган» в Белогорске. Парк львов «Тайган» — явление уникальное даже в масштабах Европы. Это настоящий сафари-парк, где львы свободно бродят по территории. Поэтому переезд рассматривают как некую условную экстренную меру — если не удастся решить все проблемы со снабжением. Терять же в случае переезда есть что. «Тайган» занимает территорию 32 га — это больше, чем знаменитый Лоро-парк на Тенерифе с его 13,5 га или Московский зоопарк (21 га), и чуть меньше Берлинского (35 га). По словам Зубкова, каждый год в «Тайган» приезжают сотни тысяч человек, а в коллекции парка — больше 3,5 тысячи животных и птиц.

Российские поставщики — из ближайшего Краснодарского края, например — присылают Олегу свои предложения: «Мы готовы полностью обеспечить ваших животных кормом». По словам Зубкова, стоит российская продукция в 5–6 раз дороже украинской. А потребность в мясе у парка львов «Тайган» — 550 кг в сутки. При таких ценах около 100 тысяч рублей в день нужно только на мясо (а ведь нужно ещё 2,5 тонны рыбы, овощей, сена и т. д.). И это без учёта транспортировки, которая делает продукт и вовсе золотым. 

— То, что будут проблемы на границе с Украиной, было ясно. Но что возникнут такие проблемы при въезде с материковой части России, когда машины на переправе стоят по 7 суток, любой груз проходит фитосанитарный контроль, проводятся досмотры, стоят отряды самообороны — этого я не мог предположить, — говорит Зубков.

Олег Зубков пока видит только один выход — выживать за счёт внутренних ресурсов полуострова:

   
   

— На днях я разослал почти 100 писем фермерским хозяйствам Крыма.

Однако хозяйств, выращивающих мясные породы коров, свиней и т. д., в Крыму мало — крупнейшие мясокомбинаты Крыма работали преимущественно на украинском сырье.

Директор парка львов «Тайган» Олег Зубков. Фото предоставлены парком «Тайган»

Пока львы и другие питомцы сафари-парка постоянного недостатка в еде не ощущают. 30 декабря у самки жирафа Леди родилась дочка — маленький жираф похож на игрушечный подъёмный кран. А 26 декабря из Европы сюда приехали пумы, ягуары, мини-зебу, альпаки, кенгуру. По словам Зубкова, доставить животных было невероятно сложно: как только становилось известно, что они едут в Крым, прежние владельцы отказывались их отдавать. Разрешительные документы были выданы ещё Украиной — пришлось хитрить, играть на том, что официально Европа считает Крым украинским.

Спасает пока и то, что у «Тайгана» есть и своя небольшая ферма. Во время разговора с Зубковым в его кабинет заходит один из сотрудников парка (в «Тайгане» работает всего 25 человек). Олег отдаёт распоряжение забить на ферме лошадь. Сегодня у львов на обед конина.

— Но наши запасы быстро закончатся, — говорит Олег. — Не знаю, что мы будем делать — стерилизовать животных, чтобы они не размножались, распродавать коллекцию? 

— Я не ждал раньше и сейчас не ищу финансовой помощи у государства. Всё, что мне нужно, — административная поддержка, — говорит Зубков.

До местных чиновников, по словам Зубкова, «не достучаться». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым на вопрос, планируют ли власти республики принять участие в судьбе уникального парка, мне ответили, что парк «Тайган» находится в частной собственности, поэтому ответственность за содержание животных несёт непосредственно владелец.

Парк львов «Тайган». Фото предоставлены парком «Тайган»

«Товарищи, потерпите»

Сейчас на столе у Зубкова лежат не исполненные им контракты: Москва, Пенза, Ижевск, Сургут, Челябинск хотят купить у крымского зоопарка тигров, мини-зебу, павлинов и других зверей и птиц (когда у живущих в «Тайгане» животных рождаются и подрастают детёныши, часть из них остаются в парке, а часть уезжают в другие зоопарки). Однако местные чиновники не позволяют вывезти животных из Крыма — требуются всё новые и новые документы:

— С сентября мы не можем получить ветеринарные свидетельства.

Собственно, это проблема, на которую жалуются и многие другие крымские предприниматели из разных сфер бизнеса: незнание российского законодательства и страх сделать что-то не так буквально парализуют работу разрешающих и контролирующих организаций.

Глава сафари-парка, рассказывая о своих питомцах, смеётся: «Я знаю язык животных». Посетители, похоже, готовы в это поверить после того, как видят — он спокойно гуляет среди львов, целует их. Правда, несмотря на всё понимание, уговорить львов «есть поменьше» всё равно невозможно.

P. S. Когда статья уже была написана, Олег Зубков сообщил, что в «Тайгане» родились медвежата: «Что бы ни происходило, а жизнь продолжается».