Спасайся кто может?
По мнению ряда зарубежных исследователей, ситуация в Антарктиде стала настолько угрожающей, что пора бить во все колокола: полученные со спутников данные неопровержимо свидетельствуют о катастрофическом таянии льдов на территории Западной Антарктики. Если так пойдёт и дальше, убеждены гляциологи, в недалёком будущем эти ледники исчезнут вообще.
Некоторые из них сокращают свою площадь со скоростью один – два километра в год. А в целом, согласно замерам, полученным со спутника Европейского космического агентства «CryoSat», ледяной покров Шестого материка с каждым годом худеет на два сантиметра. При этом, как сообщает ВВС, Антарктида теряет около 160 миллиардов льда в год — сейчас темпы таяния льда уже в два раза выше, чем четыре года назад. Самой уязвимой точкой эксперты NASA назвали район моря Амундсена, где в шести самых крупных ледниках процесс таяния уже сможет притормозить.
Влиятельный западный журнал Earth and Planetary Science Letters опубликовал исследование, в котором доказано: в результате таяния Антарктиды происходит деформация земной коры на глубине 400 км. «Невзирая на то, что ледяной покров Антарктиды прирастает со скоростью 15 мм в год, — объясняют они, — в целом на большой глубине под шельфовыми ледниками происходит активное таяние, обусловленное глобальным потеплением и изменениями в химическом составе земной коры в районе Антарктики». В критическую фазу этот процесс вошёл ещё в конце 1990-х. А тут ещё озоновая дыра, которая тоже не лучшим образом влияет на антарктический климат.
Чем это угрожает нам? В результате уровень мирового океана может за короткий срок повыситься на 1,2 метра, а то и больше. Сильное испарение и огромный объём конденсации воды породят мощные тайфуны, ураганы, торнадо и другие стихийные бедствия, многие территории суши будут затоплены. Изменить ситуацию человечество не в силах. Короче, спасайся кто может!
«АиФ» решил опросить российских учёных: когда конкретно мир накроет волной? По их словам, всё не так плохо. «Если существенное повышение уровня мирового океана и произойдёт, то это случится не завтра и даже не послезавтра, — объяснил «АиФ» Александр Нахутин, заместитель директора Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН. — Таяние антарктических и гренландских ледников — процесс очень инерционный, медленный даже по геологическим меркам. Его последствия, в лучшем случае, смогут увидеть только наши потомки . И то, если ледники растают полностью. И займёт это не год и не два, а лет сто или больше».
Есть и более позитивная версия. «Глобальное» таяние ледников не имеет отношения ко всей Антарктиде, — говорит Николай Осокин, кандидат географических наук, заместитель заведующего отделом гляциологии Института географии РАН. — Возможно, таяние шести ледников в море Амундсена действительно необратимо, и они уже не восстановятся. Ну и ничего страшного! Западная Антарктида, меньшая часть материка, в последние годы действительно заметно таяла. Однако в целом процесс активного таяния ледников в Антарктиде в минувшие несколько лет, наоборот, замедлился. Свидетельств тому немало. В той же Западной Антарктиде, например, расположена российская станция «Беллинсгаузен». По нашим наблюдениям, в этом районе отмечается улучшение питания ледников — снега выпадает больше, чем тает».
Выходит, бить в колокола ещё не время. «В атласе снежно-ледовых ресурсов мира, выпущенном Институтом географии РАН, есть карта: что было бы, если б все ледники на Земле разом растаяли. Она пользуется очень большой популярностью, — смеётся Осокин. — Многие журналисты пользуются ей как страшилкой: смотрите, мол, какой вселенский потоп нас ждёт, когда уровень мирового океана поднимется аж на 64 метра… Но это чисто гипотетическая возможность. В ближайшее столетие и даже тысячелетие такое нам не грозит».
Кстати, в результате изучения ледникового керна в Антарктиде российские гляциологи установили интересный факт. Оказывается, за последние 800 тысяч лет на Земле похолодания и потепления регулярно сменяют друг друга. «В результате потепления ледники отступают, тают, уровень мирового океана поднимается. А затем происходит обратный процесс — идёт похолодание, ледники растут, уровень океана падает. Такое происходило уже как минимум 8 раз. И сейчас мы находимся как раз на самом пике потепления. Значит, в ближайшие столетия Земля, а вместе с ней и человечество будут идти к новому ледниковому периоду. Это нормально и связано с вечными процессами колебания земной оси, её наклона, изменения расстояния от Земли до Солнца».
Тем временем со льдами в Арктике ситуация куда более однозначная: они тают на порядок быстрее и глобальнее антарктических. «За последние десять лет произошло уже несколько рекордов по минимальной площади морских льдов в Северном Ледовитом океане, — напоминает Осокин. — Общий тренд идёт на уменьшение площади льдов на всём Севере».
Может ли человечество, если захочет, затормозить всеобщее потепление либо похолодание? Насколько на таяние льдов влияет антропогенная деятельность? «Если и влияет, то, скорее всего, в очень небольшой степени, — считает Осокин. — Главная причина того, что ледники тают, — это природные факторы». Так что нам остаётся ждать, надеяться и верить. В лучшее, разумеется».