Ну, с отступающим! Участники марафона «Жизнь онлайн» подвели итоги года

«Без Зума больше не живём. Цифровизация скакнула». © / АиФ

22 декабря «АиФ» провёл интернет-марафон «Жизнь онлайн», во время которого попросил известных артистов, продюсеров, врачей, писателей, экспертов из разных сфер ответить на важные вопросы: с какими вызовами пришлось столкнуться? Что стало главным в изменившемся мире? А также подвести итоги этого года и первых 20 лет XXI века и, конечно, заглянуть в будущее. публикуем выдержки из бесед с теми, кто принял участие в акции.

   
   

Певица Мариам Мерабова:

– Как мама троих детей, концертирую­щий артист, человек и гражданин в полной мере на себе ощутила все плюсы и минусы новой жизни. Начнём с хорошего. Объединились семьи. Некоторые вообще познакомились друг с другом заново. Появилось больше времени на общение и возможность поразмышлять, куда движется человечество. Душевного желания помочь другим сейчас стало больше. Думай о тех, кому трудней. Теперь о минусах. Понятно, что COVID никуда не денется. Но я ярый противник дистанцион­ного обучения. Должно быть право выбора. Как учить дистанционно в музыкальной школе? И пусть тот, кто это придумал, ляжет на стол к хирургу, который выучился дистанционно.

Ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе:

– Для меня 2020 год был очень счастливым и хорошим, принёс большое количест­во радостей, удовольствия. Я, видимо, давно нуждался в том, чтобы не работать много. Появление интернета, мобильного телефона радикально изменило жизнь. Не страшно выйти из дома без денег – страшно без телефона. Думаю, сейчас основные войны ведутся не на полях сражений. Это информационные войны. Кто владеет распространением информации, тот владеет всем. Закрылись границы, людей изолировали на основании одной только информации. Какие-то корпорации разорились. Но выросли компании, которые производят маски, лекар­ства, аппараты ИВЛ. Вот как всё изменила информация.

Депутат Госдумы Николай Валуев:

– С момента широкомасштабной всемирной войны прошло 75 лет. Мы уже второе, третье и есть уже даже четвёртое поколение людей, которые помнят войну уже только по книжкам. Но моё поколение по крайней мере знает её по рассказам дедушек и бабушек. Я придерживаюсь всегда философии, что даже в самой патовой ситуации можно подумать, что бывает и хуже. Всё-таки это не мировая война, когда люди оставались без крова, без еды, вынуждены были в мучениях умирать. А кто-то не успел проснуться: бомбёжка – и всё. Какие бы трудности ни выпадали на нашу долю, у нас есть пример предков. Я благодарен, что в какой-то мере люди поняли, что мы все перед лицом болезни равны, независимо от того, на какой ступеньке социальной лестницы находимся, у кого сколько денег. Ценность человеческой жизни в период испытаний обретает новый смысл. Этот год открыл в людях самое лучшее – многие стали помогать не только родным и близким, но и окружающим.

   
   

Журналист Александр Любимов:

– Я не считаю, что был плохой год. Да, ИКЕА не работала, но по крайней мере на её месте не стояли фашисты, как в 1941 году. Нужно соизмерять. Я стал больше ценить человеческое общение. Быть может, в этом и есть кармический смысл пандемии. Не ходить в огромные компании, где ты ни с кем не общаешься толком: «Привет! Привет! Привет!» А ценить более глубокое общение. Это, я считаю, позитивный опыт для всех.

Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв:

– Записал в прошлом году поздравление с Новым годом. Сейчас только с юмором могу пересмотреть его. Но, несмотря на сложности, мы многое успели в этом году. Провели форум. Наше письмо Михаилу Мишустину с просьбой включить СМИ в список наиболее пострадавших отраслей нашло отклик. Выжили. Перестрои­лись. Отрасль пережила год относительно хорошо. Не было счастья, да несчастье помогло. Зарегистрирован рост доверия людей к официальным СМИ. Люди поняли, что в телеграмм-каналах и соцсетях «за базар не отвечают», а мы отвечаем. Важно, чтобы этот кредит доверия сохранился, и читатели, зрители и слушатели шли к профессиональным журналистам.

Акционер АО «Концерн ГРАНИТ» Елена Бондарчук:

– Столкнувшись с любым вызовом, главное – принять его, быстро оценить ситуацию и наметить направления, где можно сделать реально прорывные вещи для общей пользы. Ещё весной мы разработали метод электромагнитного подавления коронавируса, он на стадии клинических испытаний, а к осени наладили производство нового антивирусного средства – ВОЛАВЕЛА, в его основе тоже электромагнитный метод. Распыляя средство на руки, вы как бы надеваете невидимые перчатки, которые будут защищать вас от самых опасных вирусов – полиомиелита, ВИЧ, герпеса и в том числе от нашей главной угрозы – SARS-CoV-2 24 часа с момента нанесения. Попадая на руки, вирусы будут просто погибать. Это средство на водной основе, не содержит спирта, не сушит кожу, но, самое главное, реально защищает. По цене продукт сопоставим с обычным антисептиком и уже поступил в продажу. ВОЛАВЕЛУ можно использовать и для обработки общественных мест, объектов транспортной инфраструктуры: больниц, школ, поездов, самолётов, машин, вокзалов. И это не единственная наша уникальная разработка. Мы уверенно смотрим в будущее и считаем 2021 год перспективным для решения многих задач, главными из которых являются сохранение здоровья граждан страны и экономической стабильности.

Продюсер Иосиф Пригожин:

– Мне кажется, что спокойная жизнь закончилась и пандемия – ещё одно оружие. Идут бои без правил. Разве можно было представить, что границы могут быть закрыты, а любое сказанное слово будет передёргиваться. Мир стал недоговороспособным. Никто не соблюдает интересов партнёров. На фоне негатива есть и позитив: мы можем разобраться в друзьях, в наших отношениях. Важно всё равно идти вперёд и не сдаваться, просто оставаться нормальными людьми, работать и делать своё любимое дело, чтобы как можно скорее закончилась пандемия и мы могли встречаться друг с другом и работать.

Лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин:

– Главное событие последних 20 лет – это «свинюшечка», которую подложил нам Стив Джобс, придумав систему, когда музыка появляется у вас в телефоне по одному треку, причём она необязательно должна там храниться. Теперь у слушателя нет нужды хранить музыку на каком-то носителе. Пропадает материальная ценность альбома. И весь этот бизнес по большому счёту рухнул. Раньше понятие «звезда» было чем-то далёким и недосягаемым, а сейчас зритель требует, чтобы артист был с ним с утра до вечера. Как только ты перестаёшь это делать, он идёт искать кого-то другого. В интернете находятся такие молодые люди, которые готовы превращать свою жизнь в бесконечное реалити-шоу. Я этого не хочу.

Конечно, мы привыкнем, адаптируемся. Но не думаю, что в следующем году будут большие изменения. Каким будет посткарантинное время? Какое-то время будем помнить карантин, но потом окунёмся в праздность и беззаботность.

Мои планы – чтобы родные и близкие были счастливы. Группа «Чайф» на днях выпустила новый альбом «Оранжевое настроение – 5». Мы «староверы» – будем выпускать и диски, и виниловые пластинки. Для таких же, как мы, стараемся сделать мир таким же понятным, как прежде. В следующем году надеемся вернуться к туру по случаю 35-летия группы. В этом году удалось сыграть только 10 концертов, а в планах было 40.

Руководитель Федеральной службы государственной статистики Павел Малков:

– Собранная в ходе перепи­си информация определяет жизнь страны на долгие годы. И в этот раз будет ровно то же самое. Этот год всех нас изменил. И теперь идея пройти перепись электронно для многих выглядит гораздо понятнее и привлекательнее.

Гендиректор ВЦИОМ Валерий Фёдоров:

– Впереди 2021-й – выборный год. Очень интенсивная ждёт нас работа, расслабляться некогда. Команда готова к следующим испытаниям. Но хочу выразить надежду, что год будет спокойнее. Надежда – это главное русское чувство. За всё это время я только 3 дня не ходил на работу. Мы ни на один день не останавливались и сделали проектов больше, чем в прош­лом году.

Чуть изменился баланс между работой и домом. Больше времени стал проводить с близкими. Плюс прокачал свою техническую подготовку. Без Зума больше не живём. Цифровизация скакнула.

Журналист, писатель Владимир Губарев:

– Коронавирус – маленький эпизодик в истории человечест­ва. Он полезен, чтобы понять суть: какие лекарства нам нужны для сохранения людей. XX в. ответил по поводу чумы, холеры и пр. и продлил жизнь людей практически в 2 раза. XXI должен подхватить эстафету. XXI в. – век биологии, генетики, медицины. Гигантские изменения произошли в XX в. В XXI мы только продолжаем. Мы можем всё, потому что мы уже вырвались за пределы Солнечной системы. И этот оптимизм XXI веку дал XX век. Фантастика осуществилась. Полез в компьютер и начал путешествовать по марсианскому кратеру. Или смотрю: садится аппарат на Луне, чего-то там бурит, вытаскивает керн, летит к Земле.