Новая валюта — доверие. Какие задачи стоят перед цифровой журналистикой

Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и Российская академия образования при поддержке форума «Петербургский диалог» провели круглый стол «Медиаобразование: от цифровых джунглей к цифровому обществу».

   
   

В приветственном слове Юрий Зинченко, президент Российской академии образования, член российского Координационного комитета форума «Петербургский диалог», отметил, что в век цифровизации, когда процессы перехода от аналоговых технологий становятся максимально быстрыми, необходимо остановиться и осмыслить возникающие проблемы. «Мы задались целью узнать, как современная журналистика, новые медиа переходят в цифровой формат и какие задачи должна ставить перед собой медиаподготовка, чтобы сохранить уже наработанный опыт, а также развить новые форматы обучения. В этом контексте мы не могли обойти вниманием представителей блогосферы», — объяснил Юрий Петрович.

Он напомнил, что открытыми остаются вопрос о создании безопасной цифровой среды и связанные с ним вопросы этики, фейков и кибербуллинга.

С Юрием Петровичем согласился Вильфред Бергман, член ученого совета Европейской академии наук и искусств, руководитель рабочей группы «Наука и образование» форума «Петербургский диалог» с германской стороны. По его мнению, дигитализация имеет как позитивные, так и негативные стороны: «В цифровой среде очень трудно помешать распространению негативных комментариев, фейков, недостоверной информации, более того, у такой информации будет сразу же колоссальная аудитория. При этом никаких адекватных методов реагирования на такие проявления у нас на данный момент нет».

Своим мнением о развитии и внедрении цифровых технологий поделился Игорь Максимцев, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, руководитель рабочей группы «Наука и образование» Форума «Петербургский диалог»: «Сегодня любой человек, владеющий съемкой на смартфоне и умеющий так или иначе подавать информацию в сетях, является тем, кто формирует общественное мнение. И не всегда этот человек действует по тем цивилизованным правилам, по которым бы мы хотели». В этой связи, как отметил Игорь Анатольевич, вопрос о «цивилизованной» работе в цифровой среде остается самым актуальным и требует длительной проработки во всех сферах.

Модератором встречи выступила Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАО.

В приветственном слове она отметила: «Сегодня медиа — это уже больше чем просто технологии, каналы, платформы, системы дистрибуции. Это особое социальное пространство, в котором проявляются свои институты, свои структуры, в котором существуют свои правила поведения и даже своя культура, возможно, складывается своя этика, которая зачастую может отличаться от профессиональной или даже общечеловеческой».

   
   

С докладом «Цифровая демократия и онлайн-образование» выступил Анатолий Пую, директор института «Высшая школа журналистики» Санкт-Петербургского государственного университета.

«Под цифровой понимают новую форму демократии, при которой граждане участвуют в процессе государственного управления с помощью цифровых технологий», — объяснил он.

Как отметил ученый, развитие цифровой демократии в системе образования дает ряд преимуществ: равный доступ к образовательным ресурсам, транспарентность, общественный контроль, обратная связь между обучающимися и администрацией учебных заведений, обеспечение возможностей для самоорганизации студенческого самоуправления и т. д.

Однако внедрение цифровых технологий в образовательный процесс требует защиты ресурсов от хакерских атак, несанкционированного доступа, фальсификации данных, распространения вредоносной или запрещенной законом информации во внутренних сетях, кибербуллинга студентов и преподавателей, нарушения дисциплины обучающимися при проведении дистанционных занятий. 

Таузенд Ульрих, референт по вопросам медиапедагогики Института медиапедагогики (Мюнхен), рассказал об опыте использования виртуальных игровых пространств для борьбы с фейками и хейтспичем.

Проект Play Your Role, реализующийся при поддержке Европейского союза, содержит в себе 15 концепций мастер-классов, основанных на игровых методах и направленных против риторики ненависти.

«Необходимо просвещать людей в вопросе хейтспича, объяснять им, какие последствия может вызывать риторика ненависти, — полагает Тузенд Ульрих. — В рамках вузовского образования нужно развивать у учащихся навыки определения риторики ненависти, рассказывать о возможных способах борьбы с этой проблемой».

Юлия Загитова, секретарь Союза журналистов России, автор Telegram-канала Breaking Trends, попыталась ответить на вопрос о том, почему журналисты уходят в блогеры.

«Популярные журналисты „уходят“ с телевидения и интернет-медиа в социальные сети, чтобы увеличить свою аудиторию. Популярные блогеры „идут“ в традиционные медиа, чтобы получить новую аудиторию, которой нет в социальных сетях», — объяснила Юлия Робертовна.

«Уход Ксении Бородиной в блогосферу дал ей следующие преимущества: получение новой аудитории, которая не смотрит телевидение, управление собственной контент-сеткой, создание нового медиаресурса, увеличение заработка за счет размещения рекламных интеграций с брендами, продажи одежды, косметики, информационных продуктов, получение статуса лидера мнений. Переход в традиционные медиа позволил Насте Ивлеевой расширить аудиторию подписчиков, увеличить собственную привлекательность для массовых брендов, которые размещаются в традиционных медиа, осуществить мечту, получить контракты на фильмы и передачи, „легализоваться“ в медийной тусовке и расширить круг общения», — привела примеры Загитова.

Михаэль Грассль и Йонас Шютценедер, научные сотрудники кафедры журналистики I Католического университета Айхштетт-Ингольштадта выступили с докладом «TikTok как развлекательный видеоблог».

Журналистика живет сейчас за счет новых возможностей коммуникаций и цифровых платформ. В этой связи возникают следующие вопросы: как предоставлять информацию молодой аудитории и какие нужны компетенции для эффективной работы с новыми цифровыми платформами? «Здесь необходимо разделять навыки работы с медиа и коммуникационные навыки. Заниматься развитием компетенций, позволяющих существовать в цифровой среде, необходимо еще в рамках школьного образования», — считает Михаэль Грассль.

Камилла Нигматуллина, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций института «Высшая школа журналистики» СПбГУ, рассказала, откуда современные журналисты берут этические принципы и чему могут научиться у них блогеры.

По мнению Камиллы Ренатовны, блогерам нужна этика, так как они работают с героями, источниками информации, партнерами, аудиторией и «чувствительными» для нее темами.

Что могут сделать блогеры? Принять общий этический кодекс, разместить личный кодекс на странице, то есть стать прозрачными, обсуждать этические кейсы публично, то есть сформировать «профессиональный» дискурс, взаимодействовать с аудиторией по чувствительным вопросам, ориентироваться на реакцию лояльных читателей и общий контекст. 

«Сегодня прозрачность — это основа доверия. Доверие — это новая валюта, — подчеркнула Камилла Ренатовна. — Искренность окупается, как бы прагматично это ни звучало».

Аллерт Хайдрун, профессор Кильского университета имени Кристиана-Альбрехта, посвятила выступление анализу инструментов формирования исследовательских компетенций медиапедагогов.

«Университеты должны разрабатывать концепции не только для междисциплинарного, но и для интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов в цифровой среде. Эти концепции должны быть понятны, прозрачны для всех участников образовательного процесса», — объяснила Аллерт Хайдрун. 

По мнению докладчика, современный учебный процесс и исследования университетов должны органично сочетать в себе классические и современные методики.

По завершении выступлений Вартанова дала старт дискуссии, в которой приняли участие представители блогосферы.

По мнению спикеров, блогинг — это отдельная вселенная со своими правилами, вызовами и трендами.

Так, по словам Софьи Бронтвейн, шеф-редактора сайта GQ.ru, «многие рекламодатели сегодня „смещаются“ в сторону нано- и микроблогов, потому что их аудитория более лояльная, более вовлеченная, а главное, более понятная». С коллегой солидарна Мария Цуканова, член проектной группы по межпоколенческим коммуникациям РАСО, ведущий специалист ЦРОЭК ВЦИОМ, автор Instagram-страницы mary_murk: «Микроинфлюенсеры хороши тем, что у них есть узкая аудитория, на которую они выходят, и рекламодателям намного проще работать с микроинфлюенсерами, хотя охват у селебрити, макроинфлюенсеров, намного больше».

Спикеры подчеркнули, что цифровые технологии открывают перед обществом новые возможности. Ксения Чилингарова, основатель бренда Arctic Explorer, автор Instagram-страницы k-chilingarova, обратила внимание на то, что с приходом диджитал в наш мир первые ряды на показах мод стали занимать люди, существующие в онлайн-пространстве, благодаря цифровизации произошла демократизация индустрии моды. «Онлайн расширяет не только аудиторию, но и круг контрибьюторов», — подчеркнула Ксения.

Юрий Омельченко, автор и ведущий YouTube-канала «ARTпатруль», рассказал, как с помощью новых медиа популяризирует современное искусство в России среди молодежи. «Благодаря Instagram и другим социальным сетям мы можем нести очень много полезной, качественной информации для молодежи», — отметил Юрий.

По мнению Кристины Колокольцевой, автора Instagram-страниц ozimkova, ozimkova.food, oz_ozumkova, основные мотивы для создания блога — получение денег и слава. При этом, «какую бы цель блогер ни преследовал изначально, если его читают, смотрят, он становится частью медиапространства, он начинает играть роль информатора, комментатора, генератора идей, становится участником, модератором обмена информации, и здесь появляются понятия ответственности, этики, и здесь заканчиваются джунгли и начинается общество, в котором должны быть определены нормы».

С заключительным словом выступил Борис Карев, член-корреспондент РАО, профессор, исполняющий обязанности академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО. «Многогранность, многополярность и многовекторность интернет-пространства регулируется лишь косвенно, и те вопросы, которые поднимались в ходе сегодняшней дискуссии, оказываются чрезвычайно важными, — прокомментировал он. — Существующая в печатных СМИ цензура более жесткая, чем в социальных сетях, и возникающие в этой связи вопросы верификации, нахождения информации, вопросы информационного медиаконтента, истинности той информации, которая существует в пространстве интернета, стоят на одном из главных мест в осмыслении медиапространства».

Спикеры круглого стола примут участие в создании документа, в котором выдвинут предложения по улучшению этической обстановки в цифровом медиапространстве.