40 лет вместе. Как появился «АиФ»

Фото из архива редакции / АиФ

Перелистаем вместе с читателем страницы книги Натальи Желноровой «Мир и война Владислава Старкова» и номеров, что вышли за эти четыре десятилетия. 

   
   

Все материалы, посвященные юбилею нашего издания - в сюжете 40 лет «АиФ»

1978 год

Когда в ЦК КПСС задумали издавать бюллетень для партийных пропагандистов «Аргументы и факты», его приписали к обществу «Знание», чтобы не торчали «партийные уши». 

Главная задача «АиФ» была - вооружить лектора неопровержимыми фактами, чтобы отбивать атаки идеологического противника - ведь всё равно найдутся те, кто сможет даже сквозь глушилки расслышать «вражеские радиоголоса». Для создания такого издания требовался человек умный, преданный и в то же время толерантный. Таким и был ­Владислав Старков - первый главный редактор «АиФ».

Владислав Старков. Фото: АиФ/ Фото из архива редакции

Подписка на «АиФ» в первые годы шла только через парторганизации, но газета передавалась из рук в руки. О загадочном издании стали поговаривать. Всё в нём казалось ново: модульная вёрстка, краткое изложение сути проблемы.

Главный редактор интуитивно чувствовал, куда двигаться. Бюллетень стал насыщаться собственной «эксклюзивной» информацией. Например, «АиФ» первым рискнул напечатать данные о том, какие потери понесла страна в процессе коллективизации. После чего Старкова вызвали на ковёр в ЦК. Коллектив был в тот период малочисленным. И каждая минута была посвящена одному - как сделать газету лучше.

Как только подписку открыли, редакцию буквально завалили почтой. «Как? Почему? Кто виноват? Когда это произошло? Каким образом будем выкручиваться?». Всё, что накопилось у народа на душе, хлынуло в «АиФ». Порой журналистам приходилось перерабатывать груды материалов, чтобы найти правдивые ответы на эти вопросы.

   
   
Владислав Старков. Фото: Из семейного архива

Почему Горбачёв хотел уволить Старкова

13 октября 1989 г. ЦК КПСС рекомендует обществу «Знание» уволить главного редактора.

С чего бы вдруг? Газета опубликовала данные соц­опроса о популярности политиков. Горбачёв оказался лишь пятым - после Сахарова, Ельцина, Попова и Собчака. Вынести такое Горбачёв не смог. А редакция вдруг решила не сдаваться. Вспомнили совет Солженицына из книги «Бодался телёнок с дубом»: поднять как можно больше шума. Подняли зарубежные СМИ. Искали защиты у премьера Николая Рыжкова и секретаря ЦК Александра Яковлева. Евгению Примакову, главе Совета Союза, Старков привёл последний аргумент: «Жена сказала: уйду из «АиФ» - повесится». Чем дело кончилось? Старкова отстояли.

На что обиделся Абалкин

Перед тем как отправиться на интервью с академиком Леонидом Абалкиным, редактор экономического отдела Наталья Желнорова показала шефу вопросы - о чём будет разговор. Главный редактор был в ужасе.

- Разве можно спрашивать так прямо, с ходу? - расстроился Старков. - Он либо не станет отвечать, либо «накапает» на нас в ЦК.

Леонид Иванович, услышав первый же вопрос, тоже замялся: «Не боитесь задавать такие вопросы?» - «Вам не боюсь». - «Почему именно мне?» - «Вы умный и всё понимаете». - «А напечатать не забоитесь?» - «Не забоимся. Главный редактор уверен, что вы знаете все честные ответы».

Абалкин поверил в смелость главного редактора и всё завизировал. Главный поверил в смелость академика и напечатал. 

Тиражи газеты росли. Леонид Абалкин вскоре стал зам­председателя правительства СССР. Спустя год он поот­кровенничал с «АиФ», рассказав «о закулисных моментах, тормозивших реформы», но попросил не публиковать до определённой даты. Однако Старков по­ставил материал в ближайший номер. Абалкин после этого два года не здоровался с журналисткой: не верил, что она не знала о публикации.