Что представляет собой экраноплан «Чайка» А-050?

Ответ редакции

В России разрабатывают аварийно-спасательный экраноплан нового поколения «Чайка» А-050. Американское развлекательное издание We Are the Mighty назвало новое судно настоящим «морским монстром». 

   
   
«Чайка» А-050. Кадр youtube.com

Издание сообщает, что способное развивать скорость до 450 км/ч и весящее 50 тонн судно, на борту которого смогут находиться сотня военных или девять тонн груза, планируют ввести в эксплуатацию в 2020 году. Предположительно, «Чайка» станет развитием экспериментального «Каспийского монстра», на базе которого был создан советский экраноплан-ракетоносец «Лунь». Это судно было малозаметно для радаров, способно развивать скорость до 500 км/ч и вооружено противокорабельными ракетами. 

Что такое экраноплан?

Экраноплан — это высокоскоростное транспортное средство. Согласно официальной советской классификации, это судно на динамической воздушной подушке. Экранопланы могут лететь в пределах аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте — до нескольких метров — от поверхности. Согласно классификации Международной морской организации, экранопланы относятся к морским судам.

Экранопланы используют на разных маршрутах, в том числе там, где не могут пройти обычные суда. Помимо водной поверхности, экранопланы могут «парить» над землей, снегом, льдом и базироваться на суше.

Когда начали разрабатывать А-050?

На данный момент в России разрабатывают несколько экранопланов нового типа, в том числе и А-050-742D «Чайка-2». Как сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева, над проектом «Чайка-2» бюро работает совместно с НПП «Радар ММС». В рамках проекта ЦКБ отвечает за разработку основных элементов, а «Радар ММС» создает комплекс бортового оборудования.

Работа над экранопланом началась около десяти лет назад. Материалы по разработке А-050 впервые представили в 2011 году. Конструкторы тогда утверждали, что при наличии заказа первый образец судна можно построить к середине 2010-х годов. Модификацию А-050-742D представили в 2017 году, тогда же появилась информация о том, что строительство «Чайки-2» можно будет выполнить в 2019-2020 годах.

В чем особенности экраноплана А-050?

На официальном сайте бюро говорится, что основная задача А-050 — перевоз пассажиров и грузов в морских прибрежных районах и решение специализированных задач МЧС. Также экраноплан может использоваться как служебно-разъездное и санитарное транспортное средство и для проверки экологического состояния внутренних водных акваторий. Базироваться «Чайка-2» может на воде и на аэродроме второго класса. 

   
   

В грузовом отсеке экраноплан способен нести спасательный катер, который можно спускать на воду при аварийно-спасательных и досмотровых работах, после чего грузить обратно на судно и улетать. Также «Чайка» будет оснащена системой синтетического зрения. С ее помощью бортовой компьютер получает возможность распознавать объекты в радиусе нескольких километров, сканировать их, анализировать погоду и другие условия и предлагать, как лучше всего обойти препятствие. Как отмечают разработчики, возможности аппарата делают его универсальным судном, поэтому есть вероятность, что «Чайку» придется сертифицировать сразу в двух регистрах: и в морском, и в авиационном.

Длина судна составляет 34,8 м, ширина — 25,35 м, высота — 7,85 м. Полное водоизмещение — 54 т. При полете в режиме экрана (когда экраноплан «парит» на небольшой высоте над водой за счет повышенного давления под крылом) судно способно развивать скорость 360-400 км/ч, а во внеэкранном режиме — до 450 км/ч. Максимальная дальность полета в режиме экрана — 3 000 км, вне экрана — 1 900 км. Для обслуживания «Чайки-2» необходим экипаж из четырех человек.