Но, во-первых, Скрипаль жив и почти здоров. Во-вторых, пока причастность наших спецслужб к этой истории так никто и не доказал. Ну и, наконец, российским предателям в основном везёт: живут на Западе, получают материальную поддержку и нередко продолжают сотрудничать с западными спецслужбами.
Умер для прикрытия?
Живут и пишут
Учёный и военный аналитик Игорь Сутягин был осуждён в 2004 г. за шпионаж в пользу британской разведки на 15 лет «строгого режима». В 2010-м его обменяли на Анну Чапман и К⁰. Кстати, тогда же вместе с ним обменяли и Скрипаля. Сутягин не захотел оставаться жить в США, переехал в Великобританию, где и сейчас трудится в Королевском объединённом институте оборонных исследований (RUSI). Читает лекции и консультирует военных.
Если говорить о перебежчиках, которые раскрыли чужой разведке наших агентов, то тут впору вспомнить Олега Гордиевского. Этот полковник ГРУ работал на британскую разведку с 1974 по 1985 г. Он был заочно приговорён в СССР к расстрелу за раскрытие 31 нашего агента. Сейчас благополучно живёт в Великобритании, получает там пенсию и пишет книги о шпионах. Правда, в 2007-м Гордиевский попал в больницу в тяжёлом состоянии. Тогда он обвинил российские спецслужбы в отравлении, но британская полиция признаков преступления не нашла.
Судился с ЦРУ
Работавший под видом собственного корреспондента газеты «Рабочая трибуна» в Норвегии разведчик Михаил Бутков в 1991 г. сбежал в Стокгольм, бросив жену с двумя детьми. Он попросил убежища для себя и любовницы (дочери нашего высокопоставленного дипломата) в обмен на информацию для английской контрразведки. Сведения об операциях КГБ в Скандинавии и имена сотрудников резидентур КГБ и ГРУ в Норвегии оказались ценной информацией. Буткову дали дорогой дом в пользование и статус пенсионера британских спецслужб с ежегодной пенсией в 14 тыс. фунтов стерлингов. Но привыкшему жить на широкую ногу перебежчику этого показалось мало. В Британии он организовал аферу по выманиванию у бывших соотечественников денег на обучение в несуществующей школе менеджмента в Калифорнии. Команда Буткова заработала 2,4 млн долл. и по 3 года заключения за крупные финансовые махинации.
Сотрудник ПГУ КГБ Александр Запорожский работал в Эфиопии и Аргентине, а также возглавлял американский отдел управления «К», которое отвечало за внешнюю контрразведку и собственную безопасность СВР. В 1994 г. вышел на контакт с ЦРУ и начал выдавать информацию о российских агентурных сетях в США. Ушёл в отставку в 1997 г., переехал в США с семьёй, работал консультантом в частной фирме. Казалось бы, хеппи-энд, но в ноябре 2001-го его потянуло на родину. Во время визита в Москву он был арестован и осуждён на 18 лет за измену. В 2010 г. Запорожского обменяли на русских разведчиков, задержанных в США. Сейчас живёт в Мэриленде с семьёй, консультирует спецслужбы.
Конечно, этими персонажами чёрный список не заканчивается. Их гораздо больше. Можно вспомнить и Юрия Швеца, который уволился из КГБ в 1990-м и эмигрировал в США, издал резонансную книгу «Вашингтонская резидентура: моя жизнь шпиона КГБ в Америке», а сейчас работает в финансово-аналитической компании. Или Олега Калугина, который уехал в Штаты в 95-м и начал разоблачать наших агентов. Он тоже живёт в США, работает в частных исследовательских структурах, занимается проблемами терроризма и безопасности. Станислав Левченко работал в резидентуре ПГУ КГБ в Токио, в 1979-м пошёл на контакт с ЦРУ и сдал более 200 наших агентов в Японии. Живёт в США, издал несколько книг, публикуется как журналист.
Конечно, в истории нашей разведки бывали случаи внезапной загадочной смерти предателей, но случались они в основном во времена СССР. Со стороны России сегодня они могут опасаться разве что заочного суда. Ну и высший суд, наверное, рано или поздно воздаст за грехи каждому...