Блогеры, коучи, исполнители желаний, психотрансформаторщики и космопсихологи заполонили интернет-пространство. По данным сервиса «ВордСтат», количество запросов в интернете по поиску услуг психологов выросла на 89% по сравнению с 2019 годом. При этом у пользователей Сети все меньше шансов попасть к профильному эксперту, но все больше — нарваться на мошенников или псевдо-помощников, которые, будучи действительно уверенными в реальности своих методов, специалистами не являются.
«Последний год мы наблюдаем достаточно жесткий прессинг блогеров, которые уклоняются от уплаты налогов. Это оправданный шаг с учетом высоких доходов этой категории бизнеса и временно практически полной безответственности за “черную кассу”. Инфобизнес — такой же бизнес, как и любой другой, и он должен следовать законодательству. Но здесь возникает другой вопрос: деятельность блогеров, их продукты постоянно развиваются, они придумывают новшества, которые иногда не поддаются общим нормам, которые прописаны в законе. Например, они разыгрывают какой-то курс за добровольное пожертвование подписчиками, которое будет отправлено, условно, на помощь приюту для собак. Получается, что это можно интерпретировать как благотворительность или подарок. А согласно пункту 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ подарок, полученный одним человеком от другого, налогом не облагается, и декларировать такой доход не нужно», — пояснил он.
«В сфере цифрового образования действует очень много ответственных профессионалов, у общества есть запрос на их услуги. Но вместе с тем в последнее время в России прошло несколько крупных уголовных процессов, связанных с обвинениями в мошенничестве крупных видеоблогеров, занимающихся продажей дистанционных курсов и тренингов.
Эти эпизоды стали следствием появления в российском медиапространстве феномена, известного в средствах массовой информации под названием “инфомошенничество”. Сейчас такие лица не несут ответственности за некачественный образовательный контент, используют в своей деятельности деструктивные методики, а также вовлекают пользователей в финансовые пирамиды. В результате страдают как россияне, желающие изучить новые навыки и компетенции, так и честные, ответственные представители отрасли цифрового образования», — отметила она.
Сейчас предлагается ввести ОКВЭД, который будет называться «Деятельность в сфере информирования и влияния на мнение аудитории в социальных сетях и создания пользовательского контента», сообщили aif.ru в Госдуме. По словам законодателей, это поможет решить проблему правового статуса лиц, задействованных в этой отрасли, но только при условии полноценного диалога между всеми участниками рынка.
«Этот сектор создает здоровую конкуренцию традиционным образовательным учреждениям, заставляя их совершенствовать учебные программы и повышать качество обучения. Это идет на пользу рынку. При любых шагах в этом направлении, безусловно, необходим предметный и конструктивный диалог между государством и представителями инфобизнеса. Любые нововведения должны приниматься с учетом мнения тех, на кого они будут распространяться. В противном случае благие намерения могут обернуться тем, что мы задушим еще одну перспективную отрасль — что просто не пойдет на пользу стране и государству», — пояснил он.
«Введение ОКВЭД для блогеров, по сути, представляет собой статистический инструмент, обеспечивающий получение данных о количестве блогеров, получивших соответствующую классификацию. Однако, по моему мнению, введение классификатора само по себе не способно полностью регулировать эту область. Считаю, что нужно подойти к этому вопросу более комплексно. Блогеры могли бы создать саморегулируемую организацию (СРО) и активно участвовать в формировании национального стандарта блогерской деятельности. В таком случае регулирование блогеров охватило бы различные аспекты их деятельности, включая инфлюенс-маркетинг, информирование и другие важные аспекты», — предложил эксперт.