Госдума рассматривает закон, который должен упразднить сельские власти, а также урезать полномочия властей муниципальных. После этого проблемы жителей сел и городских поселений будут решаться не на местах, а на более высоком уровне — по линии глав регионов.
Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» был подан сенатором Андреем Клишасом и депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым еще в прошлом году. Однако, по словам эксперта, споры о том, как должна быть устроена местная власть, ведутся уже давно.
«Муниципальная власть в России создавалась по лекалам европейской, считалось, что люди на местах лучше понимают, как управлять. Со временем полномочия поубирали и стало непонятно, зачем муниципалитеты, которые стоят особняком от государственной власти и во многом дублируют ее функции, вообще существуют и потребляют бюджетные деньги. Новый закон предназначен для того, чтобы совместить одно с другим. Правда, по ходу пьесы решили разобраться и с другими проблемами и укрепили заодно вертикаль власти».
Как замечает Илья Гращенков, найти желающих стать главой сельсовета или даже мэром небольшого города очень трудно. Политолог ссылается на пример Марии Угдодской, которая возглавила сельское поселение в Костромской области, будучи уборщицей.
«На человека наваливается очень много обязанностей при низкой зарплате и риске сесть из-за какого-нибудь неправильно составленного отчета. На эту роль часто назначают условных уборщиц и водителей из администрации. Это такие зиц-председатели, которые должны поставить подпись в документах о приемке какой-нибудь недавно построенной дороги». Как отмечает эксперт, относительной самостоятельностью не только де-юре, но и де-факто местная власть пользуется в далеких малонаселенных регионах. Например, в улусах Якутии.
Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» был принят в первом чтении.