27 октября 2021 года Басманный суд Москвы отправил под домашний арест бывшего председателя правления госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха сроком до 11 декабря.
Заключить под стражу бывшего главу «Автодора» потребовал Следственный комитет. Кельбаха подозревают в злоупотреблении полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК).
От должности главы «Автодора» он был освобожден в феврале 2019 года. Несколько месяцев спустя Генпрокуратура сообщила, что в его отношении заведено уголовное дело.
В чем обвиняют Сергея Кельбаха?
Кельбаха обвиняют в превышении полномочий при строительстве ЦКАД. По данным следствия, в 2015 году Кельбах незаконно согласовал ООО «Кольцевая магистраль» оплату банковской гарантии в размере 3,9 млн рублей, а через два года согласовал неправомерное предоставление АО «Крокус Интернэшнл» дополнительного аванса в 2 млрд рублей.
Как заявляют в Следственном комитете, Кельбах необоснованно использовал бюджетные ассигнования и средства Фонда национального благосостояния, предназначенные для строительства ЦКАД в 2014–2018 годах.
В 2014 году общая стоимость Центральной кольцевой автодороги первоначально составляла 300 млрд руб., однако к сентябрю 2020-го она выросла более чем до 341 млрд руб. В 2018 году Счетная палата выявила многомиллиардные нарушения при строительстве. Президент поручил Генпрокуратуре и СК проверить обоснованность удорожания ЦКАД.
Кто такой Сергей Кельбах?
Сергей Валентинович Кельбах родился 3 апреля 1959 года в городе Славгороде Алтайского края. В 1985 году он окончил Ленинградский ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт, а в 1994 году — Российско-немецкую высшую школу управления Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации.
В 2010 году Кельбах защитил кандидатскую диссертацию по теме «Управление развитием региональной инфраструктуры в условиях модернизации экономики» в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете, а в 2015 году в том же вузе защитил диссертацию по теме «Стратегия пространственной интеграции экономики посредством модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры».
С 1981 года по 1989 год работал мастером, прорабом, начальником участка, заместителем начальника по производству, главным инженером СУ-40 ЛПСМО Главзапстроя. В 1989 году назначен начальником отдела капитального строительства центра «Горизонт» Ленинградского ОК ВЛКСМ.
До 1990 года Кельбах занимал должность начальника производства стройиндустрии Центра МЖК «Союз». С 1996 года по 2007 год был генеральным директором ООО «Агентство Нойдорф-Стрельна». В 2007 году был назначен советником председателя комитета, заместителем председателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству правительства Санкт-Петербурга.
В 2008-2009 годах Кельбах занимал должность генерального директора федерального государственного учреждения «Дороги России». В 2009 году назначен на должность первого заместителя председателя правления по инвестиционно-финансовым вопросам Госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), а в 2011 году — на должность председателя правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
В 2015 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил Кельбаху выговор «за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей».
В марте 2019 года был назначен советником генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова.
В феврале 2019 года был освобожден от должности председателя правления «Автодора».
В 2018-2019 гг. был ответственным исполнителем федеральных проектов «Европа — Западный Китай» и «Коммуникации между центрами экономического роста».