За папу или за маму? Детей хотят лишить права выбора при разводе

Участники Молодежного крестного хода, посвященного Дню семьи, любви и верности. © / Александр Кряжев / РИА Новости

Очередная законодательная инициатива — лишить детей права высказывать в суде своё мнение о том, с кем из родителей остаться после развода.

   
   

Пока по закону ребёнок старше 10 лет может озвучить свою позицию: «Хочу жить с мамой (или папой)». Суд обязан учесть её наряду с другими факторами.

Забирай обратно

Иногда слова, сказанные ребёнком, приводят к драматическим последствиям. Так, Наталья Кирова (имя изменено по её просьбе) узнала, что 10-летний сын хочет остаться с отцом, только в зале суда. «Муж вышел с требованием, чтобы ребёнок жил с ним. И когда он запросился к папе, а суд принял это во внимание, я онемела. Бороться не стала. Просто не знала, что делать», — рассказывала она.

Наталья признаётся — мотивы сына были понятны: «Мой бывший — “папа-праздник”. Постоянно баловал ребёнка, ничего не запрещал. Не хочешь овощи — ешь чипсы с газировкой. Не хочешь делать уроки — отдохни. Я же контролировала распорядок дня, питание, усаживала за учебники. Строгая? Да, наверное. А как без этого? Радости экс-супруга не было предела, когда ребёнок выбрал его. При каждом случае тыкал: всё потому, что ты плохая мать».

Наталья смирилась с решением суда. Похоже, отчасти из-за обиды. Стала исправно платить алименты, выстраивать отношения с сыном в новых условиях. А через три года «папа-праздник» внезапно заявил, что мальчик должен вернуться к «плохой матери». Просто встретил новую любовь, которая была против того, чтобы жить с чужим сыном, у которого к тому же все «прелести» переходного возраста. В итоге ребёнок, уже имевший детскую травму от расставания родителей, получил ещё одну. 

Детьми манипулируют

Законопроект, предлагающий поправки в Семейный кодекс РФ, уже рассмотрел профильный комитет Госдумы. Дальнейшее обсуждение запланировано на май. «В суде ребёнок выступает разменной монетой. Из-за того что есть эта норма, им начинают манипулировать. В 10 или 11 лет ребёнок настраиваемый. И вопрос выбора он понимает как “кого ты больше любишь — маму или папу?”. Детей нельзя ставить перед таким выбором», — приводит аргументы один из авторов поправок, депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов. Он настаивает, что суд вообще не должен принимать во внимание позицию ребёнка: «Надо учитывать не мнение детей, а их интересы».

Адвокат Екатерина Задорожняя подтверждает, что мамы и папы часто манипулируют детьми в преддверии судебных разбирательств, Но при этом считает, что нельзя лишать несовершеннолетних права голоса: «Понятно, дети бывают разные. Есть те, которые и в 12 лет ничего внятного сказать не могут. Но ведь есть и шестилетки, которые понимают, что происходит, и могут сформулировать своё отношение к этому. Игнорировать это, не давать ребёнку высказаться по вопросу, касающемуся его будущего, недопустимо».

   
   

А есть ли вообще оптимальный вариант?

— Да, ребёнок, конечно, может выбирать, и его слово, без сомнения, должно учитываться. Но всё равно договориться между собой обязаны два взрослых человека. Есть масса всяких моментов, которые ребёнок не до конца осознаёт, те же половые факторы. 10-летней девочке, которая уже скоро станет девушкой, наверное, удобнее жить с мамой.

Разводятся между собой мужчина и женщина, а не кто-то из них — с ребёнком. Из этого надо исходить, а не втягивать детей в свои конфликты, — говорит психолог Наталья Искра. — Думаю, что оптимальный вариант для психики ребёнка (если оба родителя психически и физически здоровы) — чтобы после развода он попеременно жил с мамой и папой. Так он будет чувствовать, что оба родителя вовлечены в его воспитание. Когда ты видишь ребёнка раз в месяц, о какой воспитательной функции может идти речь?
Нажмите для увеличения 

На что ещё смотрит суд

Согласно международной Декларации о правах ребёнка, разлучить малолетнее дитя с женщиной, которая его родила, можно только в исключительных случаях. По российским законам малолетние — это те, кому не исполнилось 14 лет.

Потому в первую очередь суд обращает внимание на личность матери. Если она не страдает наркотической или алкогольной зависимостью, психически здорова, то несовершеннолетних детей оставляют в подавляющем большинстве с женщиной.

Это ключевой критерий, но далеко не единственный. Суд учитывает и отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком, его привязанность к ним, братьям, сёстрам и другим членам семьи. Плюс личные качества мам и пап, их род деятельности, режим работы, доход.

Заметьте, доход — явно в конце списка. Логика такая: формально более обеспеченный родитель может материально участвовать в жизни ребёнка, даже если не живёт с ним.

Может... Но, к сожалению, не всегда хочет.