Юристы-аферисты. Деньги за некачественные услуги адвокатов можно вернуть

Возместить ущерб, признать права собственности на имущество или сделку недействительной, доказать право на наследство или отстоять свои интересы в рамках семейных отношений в спорных ситуациях можно только через суд. Но толстые тома кодексов и сборников законов осилит далеко не каждый, и тогда мы вынуждены прибегать к услугам юристов и адвокатов. С помощью дипломированных специалистов мы рассчитываем не только разобраться в хитросплетениях юриспруденции, но и оградить свои интересы от любых неприятных неожиданностей, доказать свою правоту и добиться справедливости.

   
   

Подозрительные доверители

Но зачастую ожидания не оправдываются, и разочарованные результатом клиенты обращают свои претензии к адвокатам. В некоторых случаях они это делают напрасно. «Юрист априори не может ручаться за конечный результат, — напоминает юрист, генеральный директор юридической компании Артем Баранов. — Более того, дача гарантий результата со стороны юриста является нарушением с точки зрения закона. Важно обращать внимание на то, как стороны изначально формулировали предмет договоренностей. В идеале он должен звучать, как „юридическое сопровождение такого- то процесса“. В силах юриста делать максимум для достижения результата, но не гарантировать исход. Об этом надо сразу уведомлять клиентов, чтобы не было неоправданных ожиданий».

Пройдохи от юстиции

Но есть так же и обратные примеры, когда юристы обещают невыполнимое, берут щедрые авансы и либо исчезают, либо исполняют свои обязательства из рук вон плохо. Например, мужчина из Москвы остался недовольным ремонтом стиральной машины, и потребовал от мастерской вернуть уплаченные 15 тыс. руб. Получив отказ, он отправился за бесплатной консультацией в юридическую компанию, рассчитывая узнать, как через суд истребовать кровные деньги. Юристы убедили москвича, что дело выигрышное, с учетом морального вреда и материальной компенсации сумму иска можно поднять до 300 тыс. руб., и все, что нужно для этого — оплатить услуги юридической компании в размере 75 тыс. руб. Мужчина согласился, и только вернувшись домой, сообразил, что платить 75 тыс. руб. за требование вернуть 15 тыс. руб. как минимум неразумно. Но расторгнуть договор с юридической конторой он уже не смог, после долгих переговоров и угрозы обратиться в суд москвичу вернули лишь 20 тыс. руб., сославшись на то, что остальная сумма была потрачена на частично оказанную услугу.

Еще более курьезный (но не для истца) случай произошел в Воронеже. Там мужчина унаследовал половину прав на квартиру, вторая половина должна была отойти дальней родственнице, которая давно уехала и не принимала никакого участия в жизни семьи. После консультаций с юристом мужчина решил лишить ее доли в жилье, тем более что специалист гарантировал результат всего за 70 тыс. руб. После оплаты все пошло не по плану — юрист путал документы и даты заседания суда, и истец решил поменять защитника. Новый адвокат рьяно взялся за дело, но по рассеянности подал в суд вместо нужного заявления иск о вселении нежелательной родственницы в наследную квартиру и определение о совместном пользовании ею, что и удовлетворил суд к полному негодованию истца.

И таких случаев в России много. В Иркутске адвокат за 2 млн руб. обещал освободить местного предпринимателя от крупного штрафа за незаконную рубку леса, в итоге обвиняемый получил реальный срок, адвокат задержан. В Сургуте адвокат потребовал с клиента 4,5 млн руб. за переквалификацию дела на менее тяжкую статью, в Москве нанятый адвокат «вытянул» из клиента 2,8 млн руб., а когда разоренный ответчик потребовал разорвать договор и вернуть зря потраченные деньги, то защитник, недолго думая, подал иск на бывшего клиента, требуя доплатить еще 3 млн руб.

«У нас нет адвокатской монополии, поэтому, к сожалению, случаи недобросовестного отношения к своим обязанностям со стороны юристов есть, и это бросает тень на порядочных профессионалов», — признает адвокат, кандидат юридических наук, управляющий партнер «Некрасов, Рудоманов и партнеры» Андрей Некрасов.

Защита от защитников

Подобное отношение юристов к клиентам дает все основания последним на требование вернуть деньги за некачественные услуги. «По статистике, 90% претензий клиентов к юристам не из-за недостигнутого результата, а из-за дачи ложных обещаний и не уведомлений о возможных рисках, — говорит Артем Баранов. — Если юристы и адвокаты действовали недобросовестно, нарушали профессиональную этику, не делали максимум для того, чтобы достигнуть результата, к примеру, не ходили на назначенные судебные заседания или не составляли обязательные для этого документы, тогда, безусловно, клиент может просить расторгнуть договор и вернуть уплаченные деньги».

   
   

Но оценка клиентом качества работы юриста или адвоката субъективна, поэтому компенсировать затраты будет трудно. «Недовольный клиент может прекратить договорные отношения, но вернуть деньги будет значительно сложнее. Даже при очевидных нарушениях придется доказывать, что нанятый профессионал был неправ, так это во всем мире работает, других рецептов нет», — отметил Андрей Некрасов.

При этом если и удастся договориться, то, как правило, деньги вернут не полностью. «Если юрист докажет, что он совершал все-таки определенные действия и они подлежат оплате, то их оценят, за вычетом этой суммы остальное вернется клиенту», — поясняет Артем Баранов.

Важным защитником любого гражданина России является закон, нормативные акты не обманут и не попросят денег. Кроме того, «по закону „О защите прав потребителей“ физические лица могут не только вернуть деньги за некачественные услуги, но еще и просить неустойки и штрафы», — напоминает Артем Баранов.

Конкретно на адвокатов есть еще один рычаг давления. «Можно пожаловаться на него в адвокатскую палату, и если там выявят, что были нарушения с точки зрения, к примеру профессиональной этики адвоката, то адвокатская палата может лишить данного адвоката статуса. А это очень сильно бьет по репутации, которая является главным инструментом и источником дохода», — подчеркнул эксперт.

В России с 2003 года действует Кодекс профессиональной этики адвокатов, в соответствии с которым любой недовольный клиент может подать жалобу в региональную палату адвокатов. Ее рассматривает квалификационная комиссия, и если поступок адвоката признается порочащим его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, то к такому специалисту принимаются меры дисциплинарного воздействия вплоть до его исключения из профессионального сообщества.

«Но если нанятый защитник без статуса, не является членом адвокатской палаты, то жаловаться некуда. Максимум, что в такой ситуации можно посоветовать — обратиться в Роспотребнадзор», — заключил Андрей Некрасов.

Ранее aif.ru сообщал, что адвокатов, отсутствующих в России более года, могут лишить статуса.