Перед представителями более 200 компаний выступили руководители Росатома. Как заверил глава госкорпорации Сергей Кириенко, отрасль успешно справляется со всеми задачами, которые перед атомщиками ставит государство.
Оружие - в срок
Так, например, все задания гособоронзаказа на предприятиях ядерно-оружейного комплекса выполняются в срок и в полном объёме. В Сарове в этом году заработал суперкомпьютер производительностью аж 2 петафлопс (2 квадриллиона операций в секунду!). С такой машиной Россия входит в число мировых лидеров по вычислительной мощности суперкомпьютеров, возможность используется для нужд и разработчиков ядерного оружия, и «мирных» учёных, и даже обычных российских коммерческих предприятий. В сентябре сдан в промышленную эксплуатацию 4-й энергоблок Калининской АЭС, продолжается строительство ещё 9 блоков. Уже работающие российские АЭС в 2012 г. дадут 177,3 млрд киловатт-час энергии - больше, чем в прошлом году, и около 16% от всей энергетики страны. «Копилка» заграничных контрактов Росатома на строительство АЭС ещё весомее (см. материал на этой же полосе).
Тем временем один из итогов года для всей мировой атомной энергетики - преодоление «фукусимского» шока. Стало окончательно ясно: авария почти никак не сказалась на глобальных атомных планах, в ближайшее время в мире будет построено около 400 атомных реакторов. С другой стороны, на рынке грядут перемены.
Новые вызовы
«Существенно изменилась география», - пояснил Кириенко. Так, от планов строительства новых АЭС отказались Германия и Япония. Чуть медленнее будут строить станции в Штатах. Но в США причина экономическая - там активно развивается добыча сланцевых нефти и газа, строится большее количество обычных тепловых станций. Зато решения о развитии атомной энергетики приняли «новички», прежде всего из Азиатско-Тихоокеанского региона. «На этом рынке у нас есть преимущество - комплексное предложение: от обучения персонала и строительства станции до обращения с отработанным топливом, - пояснил глава госкорпорации. - Но никакие возможности не появляются без новых вызовов». Конкуренция на рынке будет только расти - и со стороны привычных «соперников», которые остались без работы, например, в Японии, и со стороны новых. Через 5-7 лет серьёзными конкурентами, видимо, станут китайские и южнокорейские компании. Сейчас они всеми силами пытаются догнать «грандов» по уровню технологий. Тем временем уже сейчас некоторые виды оборудования для Тяньваньской АЭС, которую строит Росатом, обходятся дешевле на 20, а то и на 30%, если заказывать их на местных китайских заводах. Да, при строительстве своих АЭС Росатом более 95% заказов на оборудование отдаёт российским компаниям, заказать на месте пока можно далеко не всё, но...
Китайский пример, впрочем, понадобился «атомщикам» ещё и для того, чтобы вновь объясниться с поставщиками насчёт «пунктика» госкорпорации о развитии между отечественными предприятиями здоровой конкуренции. У этих усилий уже есть внушительный и «считаемый» результат. В год госкорпорация закупает услуги и оборудование на сотни миллиардов рублей, в 2013 году сумма составит 547 млрд. За два года, в которые Росатом активно развивал электронные торги, разница между стартовой и итоговой ценами контрактов составила 90 млрд рублей. Эти деньги удалось сэкономить благодаря конкуренции, а значит, сделать более конкурентным и эффективным сам Росатом.
Прорваться!
Кириенко, впрочем, заверил: главными требованиями, кроме себестоимости, остаются качество и чёткость выполнения всех работ. А вот над тем, чтобы не потерять технологического лидерства, серьёзно работают в самой госкорпорации. Так, одно из главных направлений в той же атомной энергетике - создание реакторов 4-го поколения на быстрых нейтронах (проект «Прорыв»). Действующие во всём мире АЭС пока только копят отработанное топливо. Но оно содержит элементы, которые сами могут быть топливом. Включение в «цепочку» реакторов нового типа сделает производство электроэнергии на АЭС и более безопасным, и в некотором смысле безотходным. Выступая на форуме, Олег Патаракин, замдиректора блока по управлению инновациями Росатома, обратил внимание: проект был скорректирован, но не в пользу увеличения финансирования, как это бывает, а в сторону уменьшения сроков. Так называемый опытно-демонстрационный комплекс с пристанционным ядерным циклом должен заработать на Белоярской АЭС в 2020 году.
Тем временем специалисты обращают внимание: этот и другие инновационные проекты Росатома обязательно дадут новые материалы и технические решения, применимые не только в ядерной отрасли, - как это и было при реализации советского атомного проекта. Благодаря исследованиям в ядерной сфере речь снова идёт о прорывах в медицине и биотехнологиях, в космосе, информационных технологиях и других областях.
Смотрите также:
- Атом «позеленел». Реакторы 3-го поколения исключают «фукусимский сценарий» →
- Дорога к Марсу. Российские ученые готовы к покорению Красной планеты →
- Атомная мода. Рост энергетики - приоритет экономики России →