«Вы нам тут не нужны». Как и почему распалось движение Femen?

Дамы с политически активной грудью

На фоне так называемого «Марша женщин» против Трампа, прошедшего в США после инаугурации нового главы страны, многие вспомнили о радикальной женской организации Femen, поставившей на поток акции протеста в стиле топлесс.

   
   

В последнее время о «феменках» слышно гораздо реже. Причину этого объяснила одна из активисток организации Яна Жданова.

Жданова, которая более трёх лет проживает во Франции, недавно одержала победу в апелляционном суде Парижа. В 2014 году в музее Гревен Жданова провела топлесс-акцию «Кукла Пуду», в ходе которой при помощи осинового кола расправилась с восковой фигурой, изображающей президента России Владимира Путина.

Но вместо всеобщей поддержки и одобрения Жданова получила обвинения в эксгибиционизме, которые были сняты после апелляции. Однако французская прокуратура намерена продолжить тяжбу с украинкой.

«Femen уже не существует. С 2015 года это всё уже закончилось»

В интервью украинскому изданию «Апостроф» Жданова заявила: «Femen уже не существует. С 2015 года это всё уже закончилось. Все разошлись, как в море корабли. Команды, которая была раньше, уже нет».

Относительно нынешних акций под флагом Femen Яна Жданова заметила: «Происходит чёрт знает что. Каждый имитирует какую-то деятельность: в Испании, во Франции, даже в Украине осталась пара девочек под предводительством Анны Гуцол. Они время от времени выстреливают, проводят акции... Системы и того концепта, который был изначально, когда мы ежедневно без выходных и каникул работали на благо нашей идеи, нет, это всё закончилось. Мы переехали во Францию, ещё года два Femen просуществовало, а потом всё начало трещать по швам и разваливаться».

Анна Гуцол. Фото: wikipedia.org/ Joseph.paris

«Когда же у нас появились самопровозглашённые лидеры, начался распад организации, — пояснила Жданова причину раскола. — Некоторые девочки просто позволили себе заявлять, что они лидеры части, а потом уже и целой организации. Это было началом конца. Несмотря на то что мы всегда повторяли, что мы не классическая феминистическая организация, что мы нечто новое, что мы либеральные, подчёркивали свой демократизм, закончили мы так же, как все классические женские феминистические организации: все перессорились, не поделили власть и влияние, начали выяснять, кто круче, кто лидер».

   
   

Всё начиналось с борьбы против секс-эксплуатации

Сегодня уже мало кто помнит, что в 2008 году Femen начиналась как организация, главной своей целью ставящая борьбу против сексуальной эксплуатации украинок. Активистки, костяк которых составляли студентки киевских вузов, добивались принятия на Украине закона, по которому правонарушителем будет считаться не проститутка, а клиент, который купил её секс-услуги.

Свои акции участницы группы, провозгласившие себя «секстремистками», проводили с обнажённой грудью. Такая форма протеста вызвала недоумение у «классических» феминисток, которые сочли, что участницы Femen лишь укрепляют представление о женщине как о сексуальном объекте.

Впрочем, борьба против секс-индустрии в деятельности радикальных украинок быстро ушла на второй план.

Активистки стали протестовать против всего и вся: против нового Налогового кодекса Украины, против Юлии Тимошенко, против Виктора Януковича. Главе Украины пришлось особенно туго: 1 декабря 2013 года в Париже пять участниц движения Femen публично помочились на фотографии президента Януковича перед посольством Украины.

«Российский след» Femen

«Российское направление» также было крайне актуально для Femen, причём тема сексуальной эксплуатации женщин здесь не звучала совсем.

9 декабря 2011 года участницы Femen провели акцию перед Храмом Христа Спасителя в Москве в поддержку российской оппозиции, скандируя фразу «Боже, царя гони!», развернув соответствующие плакаты.

13 февраля 2012 года Femen провела акцию перед штаб-квартирой «Газпрома» в Москве. Полуголые активистки движения подняли плакаты с фразами «Стоп газовый шантаж», «Гаси Газпром!»

4 марта 2012 года, в день выборов президента России, через 20 минут после того как премьер-министр России Владимир Путин вместе со своей супругой Людмилой покинули избирательный участок в главном здании Российской академии наук, три активистки Femen подошли к урнам для голосования, скинули с себя одежду и начали скандировать: «Путин — вор!» На груди и на спине были надписи: «Краду за Путина!» и другие. Акция продлилась буквально несколько минут: участницы были задержаны и доставлены в отделение полиции

17 августа 2012 года активистки Femen провели акцию «П..да ВВPussyну», в которой они выразили поддержку участницам российской панк-группы Pussy Riot. В самом центре Киева одна из активисток спилила бензопилой и повалила поклонный крест.

11 сентября 2014 года Femen провели акцию против Путина и российской агрессии на Украине. Одна из активисток облилась ледяной украинской кровью на территории Киево-Печерской лавры Московского Патриархата.

«Когда в Ватикане я похищала младенца Иисуса, меня закидали помидорами»

Акции Femen в России и на Украине вызывали у западной публики интерес и одобрение. Но после того как девушки решили перенести свою деятельность в Европу, у них начались серьёзные проблемы.

Например, по признанию «секстремисток», во время антиклерикальных акций в Италии и Ватикане, до того как попасть в руки полиции, они подвергались атакам разгневанных верующих.

«Когда в Ватикане я похищала младенца Иисуса из колыбели, меня закидали помидорами, сказали, что слишком священное место, и зачем это я на святыню подняла руку», — пожаловалась «Апострофу» Яна Жданова.

Перебравшись во Францию, активистки явно переоценили степень существующей там свободы. Фактически каждая их акция становилась поводом для серьёзного разбирательства. Летом 2014 года Femen по решению суда выселили из их французской штаб-квартиры.

«Люди говорят: Чего это вы понаехали, валите в свою Украину»

То, что нравилось европейцам на удалении, вблизи показалось им недопустимым.

«У меня, например, уголовные дела во Франции, Италии, Украине, Турции, куча административных дел во всех странах, где мы протестовали», — призналась Яна Жданова.

«Фактически получается лицемерие: если это происходит где-то далеко, то европейцы поддерживают, ведь мы такие демократы и за свободу слова, волеизъявления... А если всё это происходит в их стране, то чего это вы сюда приехали и трогаете святое? А люди, которые выражают поддержку правым силам, так и говорят: чего это вы понаехали, валите в свою Украину», — возмущается активистка.

Желания возвращаться на Родину, правда, ни у Ждановой, ни у её бывших единомышленниц не наблюдается. Украинские активистки всеми правдами и неправдами пытаются закрепиться в Европе. Это касается и Анны Гуцол, которая позиционирует себя как основательница Femen.

Гуцол, к слову, поспешила опровергнуть слова Яны Ждановой о распаде организации: «Возможно, оно не существует с точки зрения старой формы, в которой движение было раньше и в которой она себя видела. Возможно, так оно для неё и не существует. Яна Жданова не участвовала в создании, идеологии, разработке этого движения, чтобы делать такие смелые заявления».

Политический топлесс по предоплате

Что касается идеологии, то здесь все сложно. Понять её смысл до сих пор не могут даже те, кто этого очень хочет. Зато нередко звучат обвинения в том, что активистки Femen имеют тесные контакты с сильными мира сего и проводят акции за деньги.

В ноябре 2015 года внутри Femen разразился громкий скандал. Несколько активисток, включая Яну Жданову, обвинили Анну Гуцол в том, что та проводит акции под флагом организации за деньги.

Фото: www.globallookpress.com

Активистки, перебравшиеся во Францию, выложили в сеть запись телефонного разговора с Гуцол, в котором та предлагает «нормально поднять движение» за счёт «финансовых вливаний», получая «до штуки за одну акцию». Среди мест, где должны были пройти такие акции, Гуцол, в частности, указала экономический форум в Давосе.

Бедная Анна: почему лидеру Femen не дали убежища в Европе?

С Анной Гуцол вообще приключилась забавная история. Сегодня она единственная из первой волны Femen, кто проживает на Украине. Но не столько по своей воле, сколько из-за упрямства властей Швейцарии.

Анна является уроженкой Мурманска, но в 1991 году она с родителями перебралась на Украину. До появления Femen она трудилась в сфере шоу-бизнеса, но широкой известности не имела.

В 2013 году, как и другие «феменки», Гуцол покинула Украину. Но, в отличие от коллег, Анна решила обосноваться не во Франции, а в Швейцарии. В этой стране у Гуцол проживает сестра, и украинка рассчитывала получить политическое убежище. Однако швейцарские законы куда жёстче французских: Федеральное управление по делам миграции этой страны Гуцол отказало. Сделано это было довольно изощрённым способом: власти Швейцарии указали, что украинка въехала в ЕС через Францию, а, согласно Дублинской конвенции, ответственной за рассмотрение запроса об убежище является страна первого въезда.

Как рассказала в одном из интервью сама Гуцол, ответа властей Швейцарии она несколько месяцев ждала в центре для беженцев, в маленькой комнате с двухъярусными кроватями, без интернета и с выдачей питания по графику. После отказа Швейцарии активистке предстояло подать новое прошение об убежище во Франции и провести ещё несколько месяцев в аналогичном лагере. После четырёх дней в Лионе Гуцол решила, что Украина всё-таки лучше французского лагеря для беженцев, где приходится жить в окружении арабских мужчин, знающих толк в секс-эксплуатации, и поспешила вернуться в Киев.