«Вопрос не может быть закрыт». Начнет ли Россия снова казнить преступников?

Александр Урывский / РИА Новости

Вопрос о существовании такой меры наказания, как смертная казнь, вызывает острейшие дискуссии в обществе на протяжении десятилетий. И к единому знаменателю прийти пока не удается.

   
   

«Не исключает возможности возврата»

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в своей книге «Конституционное правосудие: процедура и смысл», опубликованной на сайте судебного органа, не исключил возможности возвращения России к практике применения исключительной меры наказания.

Говоря о данном вопросе, как о нерешенной правовой проблеме, глава Конституционного суда подчеркнул: «То обстоятельство, что Конституционный Суд принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе ее развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем. Ведь, как верно замечено, пока есть умышленные убийства, вопрос о применении смертной казни не может быть полностью закрыт. Здесь многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко мы сможем продвинуться в деле создания того прочного, уверенного в себе правопорядка, который позволит удержать сделанную нами уступку, отход от требований правового принципа равенства».

Зорькин выразил надежду, что «сделанный нашей страной отход от права в сторону тех нравственных и религиозных воззрений, которые стоят на позициях принципиального отказа от смертной казни, пройдет для России успешно».

Тем самым глава Конституционного суда признал, что ощущение несправедливости при исключении возможности исключительного наказания для лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления, имеет под собой глубокую почву. Преступники, сознательно и жестоко нарушающие самое главное право человека — право на жизнь, оказываются под защитой государства, запрещающего акт справедливого возмездия.

Почему казнь декабристов шокировала Россию?

Впервые частичная отмена смертной казни в России произошла при императрице Елизавете Петровне — дочь Петра Великого, по сути, ввела мораторий на использование данного вида наказания. Екатерина Великая продолжила традицию, которая, однако, не распространялась на государственных преступников. Поэтому казнь Емельяна Пугачева и его сподвижников считалась делом само собой разумеющимся.

За четверть века правления Александра I в России казнили 84 человека, но это число было настолько невелико для масштабов страны, что казнь декабристов при Николае I стала событием, вызвавшим в обществе шок.

   
   

Чем сильнее обострялась политическая ситуация в России, тем чаще следовали казни. Если во второй половине XIX века ежегодно выносилось не более 50 смертных приговоров, то с 1905 года этот показатель увеличился десятикратно.

Отмена, ввод, отмена, ввод...

Смертная казнь была отменена после Февральской революции в 1917 году, но вскоре — снова введена на фронте Временным правительством за воинские преступления, измену, убийство и разбой.

После установления советской власти смертная казнь была отменена II Всероссийским съездом Советов 28 октября 1917 года. Но Гражданская война внесла свои коррективы — в сентябре 1918 года такую меру наказания восстановили.

В январе 1920 года ее вновь отменили, но снова ввели для отдельных категорий преступников уже в мае того же года.

Последней попыткой отменить смертную казнь во времена СССР стал Указ Президиума ВС СССР от 26.05.1947 «Об отмене смертной казни», которым это наказание было признано не применяющимся в мирное время. Уже через три года наказание восстановили для изменников Родины, шпионов, подрывников-диверсантов. После этого список вновь стал расширяться.

Ради слияния с Европой

Конституция РФ, принятая в 1993 году, в ч. 2 ст. 20 установила, что «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

Введение моратория на смертную казнь в России напрямую связано со вступлением России в Совет Европы, одним из условий которого было подписание Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данный документ требовал от государств-подписантов отменить смертную казнь.

16 мая 1996 года президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». С сентября того же года смертные приговоры в нашей стране в исполнение не приводятся.

19 ноября 2009 года Конституционный суд России принял решение, согласно которому никакие суды в России более не могут выносить смертные приговоры.

Общество не кровожадно. Но снисхождения к маньякам не имеет

Важно понимать, что решение о моратории на смертную казнь — это инициатива сверху, а не снизу. На протяжении всего периода действия моратория число сторонников смертной казни стабильно превышает число противников.

Россияне вовсе не так кровожадны, как может показаться. Сторонники смертной казни подчеркивают, что речь идет о наиболее вопиющих случаях. В частности, о террористах, виновных в массовой гибели мирных людей, серийных маньяках, педофилах, совершающих убийства малолетних.

Тема педофилов будоражит общество сильнее всего. Новости о том, что негодяй надругался над ребенком и расправился со своей жертвой, всегда вызывают волну гнева, направленную не только на самого изувера, но и на власть, которая, по мнению россиян, обеспечивает нелюдю долгую жизнь в тюрьме. Заверения, что такое существование хуже выстрела в затылок, мало кого убеждает.

Патриарх против. Но с оговорками

В Кремле неоднократно подчеркивали, что идея возвращения практики применения смертной казни в России не рассматривается. Но то, что не может произойти сегодня, может случиться завтра — об этом говорил и Зорькин.

Глава РПЦ патриарх Кирилл выразил такое мнение по данному вопросу, которое приводит «Царьград»: «Я против смертной казни в современной России... При нынешнем состоянии наших судов, если будет смертная казнь, по закону будут „убирать“ людей... Поэтому если и говорить о возвращении к смертной казни в каких-то совершенно конкретных случаях, когда речь идёт о маньяках, массовых убийствах, террористах. При этом, конечно, абсолютно ясно: нужно иметь доказательства, что этот человек действительно был таковым».

Что ж, надо признать, что дискуссия продолжается. А извращенцы, отнимающие детские жизни, знают — самого страшного с ними не случится, за что спасибо Борису Ельцину и цивилизованной Европе.