Вместе не навсегда. Чем опасен гражданский брак?

«Гражданским» или «светским» браком в Российской империи было принято называть фактическое сожительство — единственной допустимой формой закрепления брачного союза являлось церковное венчание. Законодательную силу «гражданский брак», как в соответствующем порядке юридически оформленный союз мужчины и женщины, получил в первых декретах советской власти. Более того, первый советский семейный кодекс 1926 года, на тот момент самый прогрессивный в мире, наряду с «гражданским браком» признал юридическую силу за «фактическими брачными отношениями». 

   
   

До 1944 года ведение совместного хозяйства и общее проживание считались достаточным условием для признания брака — со всеми вытекающими правами и обязанностями. В послевоенные годы подобное явление было упразднено, а термин «гражданский брак» по старой памяти по-прежнему ошибочно стали употреблять в отношении сожительства. 

Сегодня общественность под «гражданским браком» также подразумевает фактическое проживание мужчины и женщины без соответствующей регистрации в государственных органах. Однако с юридической точки зрения «гражданским», напротив, является брак заключенный в органах ЗАГС, в то время как подобные отношения между супругам правоведы предпочитают называть сожительством.

Предлагаем вам рассмотреть три очевидных вопроса, над которыми должна задуматься каждая пара вне зависимости от возраста и уровня дохода, которая законному браку предпочитает фактические семейные отношения.

Возможен ли раздел имущества сожительствующих лиц?

Лицам, вступившим в подобный союз, рекомендуется оформлять приобретаемое имущество в общую долевую собственность. Для определения размера долей гражданским законодательством предусмотрено соответствующее соглашение, своеобразный аналог брачного договора, которое собственникам необходимо заключить в письменном виде. Кроме того, рекомендуется всегда оформлять долевую собственность в случае крупных покупок, таких как автомобиль или квартира. Закрывать глаза на договорное регулирование имущественной стороны отношений крайне не желательно, так как в противном случае суд при определении принадлежащей каждому из супругов части общей собственности будет исходить из вложенных в покупку средств. 

Раздел имущества сожителей, которые не позаботились об этом заранее, осуществляется в рамках гражданского законодательства с помощью иска о признании общей долевой собственности на конкретное имущество и его последующего раздела. Фактическому супругу, заинтересованному в выделении доли, необходимо доказать следующие обстоятельства:

  • факт сожительства (продолжительность и устойчивость отношений)
  • факт ведения общего домашнего хозяйства и формирования общего семейного бюджета (необходимо подтвердить расходы, в которых принимал участие каждый из членов семьи) 
  • факт вложения каждым сожителем денежных средств в имущество, которое они считают общим (с подтверждением источников денежных средств и размера вклада). 

Безусловно, последний пункт является решающим в положительном разрешении вопроса, поэтому на практике успешный и безболезненный раздел имущества сожителей является большой редкостью. 

   
   

Может ли гражданский супруг получить наследство после смерти сожителя?

Гражданское законодательство называет законного супруга наследником первой очереди, в то время как о фактических супругах в нем не упоминается вовсе.

Более-менее существенную долю в наследственной массе фактический супруг также может получить при оформлении завещания, однако если таковое оформлено не было, исход представляется весьма печальным. 

Единственным возможным случаем получения части наследственной массы, и то лишь в восьмую очередь, является факт того, что будучи нетрудоспособным, фактический супруг находился на иждивении умершего не менее года к моменту открытия наследства. «Иждивение» заключается в том, что нетрудоспособный фактический супруг в течение минимум года получал от партнера полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существования, независимо от собственного заработка или государственных пособий. 

В остальных случаях заявляемые требования сегодня не могут рассчитывать на судебную защиту, несмотря на то, что фактические отношения могут порой быть крепче брака, зарегистрированного в государственных органах. 

Как доказать отцовство ребенка, рожденного в «гражданском браке»?

Согласно букве закона, если ребенок родился от лиц, состоящих в браке, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери. Подобная презумпция отцовства в случае гражданского сожительства не действует. 

Для того, чтобы ребенок не остался «безотцовщиной», будущим родителям рекомендуется еще во время беременности написать заявление о признании сожителя матери отцом ребенка. С этой целью можно обратиться в органы ЗАГС и после родов, однако кто знает, насколько долговечен такой «хозяйственно-бытовой» союз.

В том случае, если биологический родитель ребенка оставит возлюбленную во время беременности или сразу же после неё, женщине с младенцем на руках придется устанавливать отцовство в судебном порядке. Подобные судебные процессы являются довольно трудоемкой процедурой — единственным неоспоримым доказательством является дорогостоящая генетическая экспертиза, которую горе-отцы любыми способами стремятся избежать, тем самым существенно затягивая процесс. 

Однако время и силы, которые потратит молодая мама на то, чтобы узаконить статус папы ребенка — отнюдь не самое страшное. Все материальные траты, которые необходимы для обеспечения достойного уровня жизни маленького человека, ложатся на её хрупкие плечи, что, согласитесь, является не самым справедливым стечением обстоятельств. Признание отцовства и взыскание алиментов порой может длиться годами. Кроме того, дети, у которых нет документально признанных отцов, также не могут рассчитывать на выплату пособия по случаю потери кормильца. 

Таким образом, незарегистрированные в предусмотренном порядке отношения не только существенно снижают уровень защищенности более слабого в материальном и физическом смысле партнера, но и умаляют права ребенка, родившегося в такой «квазисемье».

Смотрите также: