«Свадьба века»: вызов нравственности или дань традициям?

Сколько им лет?

На фото из ЗАГСа в свидетельстве о браке видно, что Нажуд Гучигов, начальник РОВД, родился в 1967 г., то есть ему в этом году 48. Про Луизу Гойлабиеву известно, что первой датой свадьбы было 2 мая. А 1 мая Луизе исполнилось 17 лет. По словам детского омбудсмена Павла Астахова, ранние браки в Чечне не противоречат закону. «В Семейном кодексе есть статья, что в исключительных случаях нижний предел устанавливается региональными властями. В Чечне — 17 лет», — заявил он. Исключительность случаев определяют местные власти. «Обычно это беременность, рождение ребёнка, угроза жизни одной из сторон, могут быть и другие основания», — комментирует «АиФ» Татьяна Кеьман, специалист по семейному праву.    
   

Свадьба — это грустно?

Всех удивило печальное лицо невесты. «И я была грустна на свадьбе — ведь покидаешь отчий дом, в который ты уже не вернёшься, а жениха и не видела — он по традиции не присутствует на торжестве, — признаётся Роза Сатуева, пресс-секретарь уполномоченного по правам человека в Чечне. — Вообще, публичные проявления нежности и любви в Чечне исключены, особенно в такой ответственный для любой девушки момент, как свадьба. Именно поэтому у них такая отстранённость в ЗАГСе. Обычно свадьба и регистрация проходят в разные дни. И вообще, регистрации может и не быть. Я вот живу без штампа, но в семье и в любви».

Первая или вторая?

Правда, что Луиза вышла замуж второй женой? Согласно ст. 14 Семейного кодекса это запрещено. Однако в одной из соцсетей было выложено фото родственника Гучигова сразу с двумя его жёнами. 
— С той, первой, он не был расписан, да, наверное, это было и невозможно сделать во время страшной войны, происходившей в Чечне, — поясняет «АиФ» Максим Шевченко, журналист, эксперт по исламу и межнациональным отношениям. — Поэтому он по светским законам был гражданским браком соединён с той женщиной, а сейчас вот пошёл в ЗАГС расписываться с другой. Так живут миллионы людей по всей стране. Я считаю, что, наверное, с точки зрения абстрактной морали это может быть нехорошо. Но формально эта свадьба не является двоежёнством, потому что у этого человека в паспорте один штамп. Если бы у него стояло в паспорте два штампа... Или были бы два разных паспорта, он врал бы обеим женщинам. Это и есть двоежёнство. А возлюбленная, любовница — нет. Когда это происходит по доброй воле, какое нам дело, как люди это называют — исламский брак, буддийский или романтические отношения. Бунин жил с женой и 17-летней ученицей, которая имела лесбийские отношения с его женой. И что, мы будем изображать из себя моралистов? Дадим возможность чеченцам самим регулировать свои отношения.

Есть много другх проблем!

Как на всё это смотрят сами чеченцы?

— У меня нет никакого мнения по поводу «свадьбы века». Это дело сугубо личное, семейное, — говорит Герман Садулаев, писатель. — Вместе с тем я полагаю, что в регионе есть целый ряд вопросов, которые и должны широко обсуждаться: безработица, клановость, поляризация общества, растущая пропасть между богатыми и бедными, принудительное единомыслие, закрытость, моноэтничность, архаизация. Если историю выданной замуж девочки рассматривать через призму общезначимых проблем, тогда такая новость имеет смысл. А так это информационная «ловушка», выпущенная, чтобы отвлечь наше внимание.

А что власти?

«Свадьбами не занимаемся», — так прокомментировал ситуацию Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина. 

В Госдуме же предложили вернуть уголовную ответственность за многожёнство. Елена Мизулина, глава Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей, выступила против этого решения, потому что «причина не в отсутствии уголовного закона, а в том, что мужчин не хватает, возможно, таких, с которыми женщины хотели бы создавать семью и иметь детей». Руководство МВД отмалчивается. Хотя слухов вокруг этой свадьбы было много: якобы Гучигов расставил посты по всему селу, где жила Луиза, чтобы её не увезли. На родителей надавили, чтобы они согласились выдать дочь замуж. Все слухи пресёк глава Чечни Рамзан Кадыров. Он поддержал начальника РОВД — приехал на свадьбу, танцевал на ней. Хотя в ходе самой церемонии возникли новые сомнения. На кадрах съёмки сотрудница ЗАГСа очень похожа на местную радиожурналистку, а паспорт жениха выглядел идеально новым...