Суррогатная мама из Волгограда Нина Дмитрушкова выносила для биородителей пятерых детей. Не все истории заканчивались удачно, но то, что произошло в Москве, где в захламленной квартире нашли сразу пятерых младенцев, повергло ее в шок.
23 июня в московской квартире полицейские обнаружили сразу 5 младенцев без родителей. Оказалось, что все они рождены от суррогатных матерей для граждан Китая. Сурмама со стажем Нина Дмитрушкова рассказала АиФ.ru, как работает этот бизнес.
Родила пятерых
Нина Дмитрушкова — из Волгограда. По её словам, суррогатной мамой «стала случайно». Остро встал жилищный вопрос, и большой семье (у Нины четверо своих детей) просто негде было жить.
В 2011 году родная мать Нины выписала её из квартиры. Тогда Дмитрушкова и решила, что сможет поправить материальное положение семьи, став суррогатной мамой. Дмитрушковы после первых родов по договору купили квартиру. Следующий суррогатный ребёнок помог обзавестись ещё одним жильём. Не богатым, но так необходимым их большой семье.
«Чтобы стать суррогатной мамой, нужно иметь хорошее здоровье», — рассказывает «секреты» бизнеса Нина Дмитрушкова из Волгограда.
Нина родила пятерых детей для бездетных пар. Четверых детей биологические родители забрали. А от пятой — Евы — биологический дедушка отказался. Но Нина не бросила ребёнка, она воспитывает Еву как свою собственную дочь.
Несколько лет она пыталась бороться и с заказчиком, и с агентством, которое бросило её на 25-й неделе беременности. Но мужчина, известный столичный адвокат, и не планировал, видимо, забирать ребёнка. У него скоропостижно скончался взрослый сын, и заказчику было важно, чтобы после погибшего осталось потомство. Заниматься воспитанием внуков суррогатный дедушка не планировал.
«Меня просто на 25-й неделе бросил. Сказали, что ребёнок не нужен и гонорар я свой не увижу, — рассказывает Нина. — Но ребёнок здесь не виноват. Мы, суррогатные матери, получаем не деньги за продажу детей, а компенсацию за отданное здоровье».
«Поселили в халупу»
Теперь Нина, как она сама говорит, «завязала». Ей уже 35 лет, а в программу по суррогатному материнству берут только до этого возраста. Теперь она сама агент и помогает бездетным парам найти своих сурмам и с их помощью обрести счастье материнства.
«Стоимость суррогатного материнства начинается от 2 млн 800 тыс., а с агентством бывает и 6, и 7, и 13 миллионов рублей, — рассказывает Нина Дмитрушкова. — Всё зависит от честности компании и клиники. Могут вечно делать протоколы, подсадки и тянуть деньги. А ребёнка нет и нет. Таким клиникам неважно, родится ребёнок или нет. Главное — вытянуть побольше денег».
С агентством по суррогатному материнству, которое уже почти неделю не сходит со страниц всех СМИ, она и сама когда-то имела дело. Впечатления от работы с компанией остались плохие. Но случай в квартире, в которой полицейские обнаружили сразу пятерых младенцев от суррогатных матерей, её шокировал.
«Меня ужаснула ситуация, — говорит Нина. — Агентство должно понести за это ответственность. Поселили в халупу, наняли абы каких нянь и даже на учёт в поликлинику не поставили. Я уверена, биородители даже не знают, в каких условиях находились их дети. А вместе с тем они платят за это деньги: съём жилья, услуги нянь, питание и т. д.».
Нина считает, что агентство надо привлекать к ответственности, но не за продажу детей, а за безответственное отношение. Ведь застряли в этой квартире малыши не по злому умыслу, а из-за пандемии. Границы между странами закрыты, вот и не смогли прилететь за детьми иностранные мамы и папы. А агентство со своей стороны должно было позаботиться о детях в форс-мажорных обстоятельствах и хотя бы обеспечить им должный уход и содержание до встречи с биородителями.
Программы ЭКО, суррогатного материнства запрещены на территории некоторых стран Европы и Китая. При этом часто для бездетных пар это единственный способ обзавестись собственным потомством.
«Бросили тень на бизнес»
Нина Дмитрушкова говорит, что такое происшествие бросает тень на весь бизнес.
«Агентство делает на девочках миллионы, а нормальную квартиру снять не могли, — говорит бывшая сурмама. — У меня тоже есть девочки, которые вот-вот родят. Мы надеемся, что границы откроют. Но, если этого не произойдет, будем снимать квартиры, нанимать русских нянь с медицинским образованием, ставить детей на учёт в поликлинику. Будут вопросы — покажем договор о суррогатном материнстве, скрывать тут нечего. Это всё законно».
По мнению Нины, интерес к суррогатному материнству возник у правоохранителей еще до пандемии - и неслучайно.
В январе в Подмосковье уже была найдена подобная «квартира-передержка», в которой находились младенцы, рождённые суррогатными матерями.
Правда, там всё закончилось трагедией. Один из четверых детей скончался. За ними также присматривала няня. Родителей-иностранцев с малышами не было, хотя границы на тот момент оставались открытыми. Следственный комитет, как и в истории с детьми, найденными в июне, возбудил уголовное дело о торговле людьми, а в отношении компании, занимающейся «суррогатным бизнесом», организовали проверку.
«В России сейчас не меньше, чем из Китая, застряло суррогатных деток из Италии, Испании, Германии и других стран. У бесплодия нет национальностей, — говорит Нина Дмитрушкова. — Но в этой январской истории из Подмосковья, где погиб ребёнок, были либо отказники, либо, действительно, „черный рынок“».
Не наша зона ответственности
Юрист Калой Ахильгов, представитель компании «Свитчайлд», не отрицает, что дети были рождены в компаниях, осуществляющих сопровождение суррогатного материнства. Об этом он заявил в эфире программы «Пусть говорят» на Первом канале.
«Представители биологических родителей — граждан Китая — обратились к моим доверителям с тем, чтобы помочь родить детей с помощью суррогатного материнства. Был заключен соответствующий договор, проведён отбор биологического материала в клинике моих доверителей, — заявил Калой Ахильгов. — Но зона ответственности моих доверителей заканчивается в тот момент, когда суррогатная мать выписывается из роддома и выдаются на руки соответствующие документы, в том числе отказ суррогатной матери от ребёнка в пользу биологических родителей. Дети были выданы представителю биологических родителей, гражданке Китая, которая забрала детей из роддома, получила свидетельство о рождении. Почему она разместила их в квартире, мы не знаем».
В Китае ЭКО под запретом
В посольстве КНР также знакомы с ситуацией. Однако в пресс-службе дипмиссии заверили, что ни один гражданин Китая не обратился за помощью в посольство, а сами китайские дипломаты не получали уведомлений о случившемся от полиции и Министерства иностранных дел РФ.
«Китайцы приезжали и до этого, брали сурмам, они беременели, — говорит Нина Дмитрушкова. — Но сурмамы не могут ходить по 20 месяцев до окончания карантина. Конечно, девочки родили. Сурмам отправили домой, выплатив гонорары, а дети остались».
100 детей на Украине
Родители из стран, где запрещено суррогатное материнство, едут не только в Россию. Подобную процедуру можно провести и на Украине. В мае в Киеве нашли клинику, в которой содержались 46 детей от биологических родителей из Америки, Италии, Испании, Британии, Китая, Франции, Германии, Болгарии, Румынии, Австрии, Мексики и Португалии.
А в ещё одном украинском отеле был найден 51 ребёнок. При этом 16 из них проживали вместе с родителями-иностранцами, в то время как за остальными ухаживали няни. У всех детей были свидетельства о рождении, в которых родителями были указаны граждане иностранных государств, в том числе Китая, Германии, Испании, Франции, Болгарии, Англии, Румынии и США.
По некоторым данным, на Украине более 100 детей ждут своих родителей в разных центрах репродуктивной медицины. Не исключено, что, если карантин будет продлен, таких детей будут уже тысячи.
Сколько таких детей в России, точно тоже никто сказать не может. Но бывшая суррогатная мама Нина Дмитрушкова уверена, что не один десяток.
«Не только китайские, но и европейские пары ждут своих детей, — говорит агент по суррогатному материнству. — Но, если бы у меня попали дети в карантин, я бы переползла границу и загрызла тех, кто в такие скотские условия их поместил».