Спасибо, NED. Зачем США нужен «Национальный фонд в поддержку демократии»?

Дом Гарри Трумэна, штаб-квартира Государственного департамента США с 1947 года. © / Фото: AgnosticPreachersKid / Commons.wikimedia.org

«Это наступление на независимые голоса»

Госдепартамент США выразил «глубокую обеспокоенность» решением России включить «Национальный фонд в поддержку демократии» в число «нежелательных» организаций. Об этом говорится в письменном заявлении официального представителя Госдепартамента США Марка Тонера.

   
   

Как сказано в документе, Соединённые Штаты считают, что решение Генпрокуратуры РФ признать нежелательной деятельность иностранной неправительственной организации «Национальный фонд в поддержку демократии» ограничивает развитие гражданского общества в России и ведёт к ещё большей международной изоляции страны.

По мнению Тонера, «эта акция представляет собой ещё один пример усиливающегося наступления российского правительства на независимые голоса».

Представитель Госдепартамента полагает, что российские граждане заслуживают того, чтобы в их стране мог существовать «свободный обмен идеями, открытое и подотчётное управление, равенство всех перед законом и возможность пользоваться своими правами, не опасаясь преследования».

Первый в списке

Генпрокуратура России признала деятельность организации «Национальный фонд в поддержку демократии» нежелательной на территории России. «Учитывая общую направленность деятельности фонда, прокуратурой сделан вывод о том, что она представляет угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности и безопасности государства», — отметили в заявлении Генпрокуратуры.

Позднее пресс-служба Минюста РФ сообщила, что ведомство получило решение Генпрокуратуры о признании нежелательной в РФ деятельности «Национального фонда в поддержку демократии» и включит организацию в соответствующий перечень.

«Национальный фонд в поддержку демократии» стал первой иностранной организацией, чья деятельность признана нежелательной в России.    
   

Ранее в самом фонде заявили, что принятый в России весной 2015 года закон о нежелательных организациях «нарушает Конституцию России и многочисленные международные нормы и договоры» и является ущемлением гражданских прав и свобод.

Фонд для раздачи «печенья»

Что же собой представляет «Национальный фонд в поддержку демократии», о судьбе которого печётся Госдепартамент США?

Нужно сказать, что у этой организации в мире крайне специфическая репутация. «Национальный фонд в поддержку демократии» (NED) был создан в 1983 году, на пике очередного обострения «холодной войны», вызванного агрессивной политикой президента США Рональда Рейгана. Организация была основана Конгрессом США «для продвижения демократии». Миссией фонда названо «содействие становлению и развитию демократии и свободы во всём мире».

Основное финансирование NED получает от Конгресса США в рамках бюджета агентства США по международному развитию (USAID), официально являясь при этом частной некоммерческой организацией. Фонд предоставляет гранты исследователям в области «развития демократии и прав человека» в Центральной и Восточной Европе, Азии, Ближнем Востоке, Африке, Латинской Америке и Евразии.

Под исследователями, как правило, понимаются различные организации и активисты проамериканского толка, оппозиционно настроенные в отношении официальных властей государств.

«Посредник» для ЦРУ

В деятельности NED на протяжении всей его истории активно участвовали деятели, тесно связанные с американскими спецслужбами. Членом совета директоров NED является одиозный американский политолог Збигнев Бжезинский.

Чтобы не осталось никаких сомнений в том, какого рода организации и с какими целями финансируют NED, достаточно взглянуть на список тех, кого фонд поддерживал ранее. В этом числе движение «Солидарность», сыгравшее главную роль в свержении социалистического режима в Польше, «Хартия 77», ставшая «мотором» Бархатной революции в Чехословакии, а также движение «Отпор», руками которого произошло свержение президента Слободана Милошевича в Сербии.

Портал WikiLeaks в 2011 году опубликовал документы, свидетельствующие о том, что фонд оказывал поддержку арабским молодёжным движениям, которые в дальнейшем приняли активное участие в так называемой «арабской весне».

Надо отдать должное руководителям NED — в минуту откровенности они практически не скрывают того, чем на самом деле занимаются. Президент фонда Карл Гершман прямо заявил, что NED возник из-за того, что для «демократических кругов по всему миру» было бы нежелательно получение финансирования напрямую из ЦРУ.

Среди организаций, финансировавшихся NED в России, были Московская Хельсинская группа Людмилы Алексеевой и движение «За права человека» Льва Пономарёва.

За последние годы финансирование NED различных организаций в России значительно выросло — с 2,78 млн долларов в 2010 году до 5,2 млн долларов в 2014 году.