Случай модельный. Депутаты берут потребкооператив под защиту

ПК «Бест Вей»

Предупредительный список ЦБ

Не так давно ряд парламентариев направил в МВД, Генпрокуратуру и ЦБ (регулятору финансового рынка) обращения по поводу ситуации, складывающейся вокруг одного из крупнейших в России потребительских кооперативов — «Бест Вей». 

   
   

Помимо этого в конце октября в Совете Федерации прошёл круглый стол, где обсуждались проблемы в развитии потребительской кооперации в жилищной сфере. Участвовали представители верхней и нижней палат Федерального собрания, Совета по правам человека при Президенте России, а также представители кооперативов, в том числе председатель совета «Бест Вея» Сергей Крючек

Поводом стало то, что более 90 кооперативов, созданных на основании Закона о потребительской кооперации, то есть не поднадзорных ЦБ, попали в список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке (предупредительный список). Включение в этот документ, как отмечают представители ЦБ, носит информационный характер. Таким образом потребителей информируют о рисках работы с организациями, которые усматривает Департамент противодействия недобросовестным практикам Банка России, формирующий этот список. Но последствия внесудебной процедуры включения в него, как отмечали участники круглого стола, на практике выходят далеко за рамки информационных.

«Наиболее громкий и характерный случай — ситуация вокруг одного из крупнейших в стране кооперативов, — считает председатель Комитета Государственной думы по защите конкуренции Валерий Гартунг. — Насколько мне известно, он работает более 8 лет».

Документов не затребовали

«На начало событий вокруг кооператива в нём было более 20 тыс. пайщиков по всей России, — поясняет председатель совета кооператива. — Сейчас 19200. Кооператив приобрёл в интересах пайщиков более 2500 квартир, и более 250 уже перешли в собственность пайщиков. Общая сумма активов — свыше 15 млрд рублей».

По словам Сергея Крючека, кооператив был включён в так называемый предупредительный список ЦБ в ноябре 2021 года — причём, без затребования документов в самом кооперативе.

«В феврале 2022-го к нам в первый раз пришли с обыском, — говорит он, — Следствие ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области изъяло всю документацию и электронные носители — до сих пор ничего не вернуло и не дает снять копии, несмотря на неоднократные ходатайства. Позднее в розыск был объявлен прежний председатель совета кооператива, который к тому времени уже давно уехал за границу по семейным причинам и сложил с себя обязанности. Позже мы узнали, что уголовное дело было возбуждено ещё в октябре 2021 года по статье “Создание финансовой пирамиды”, при этом не получили никаких установленных законом уведомлений о его возбуждении. Затем в феврале дело переквалифицировано на статью “Мошенничество”. Летом появился и дополнительный состав преступления — “Создание организованной преступной группы”: по версии следствия, кооператив работал не для покупки недвижимости пайщикам, а для хищения у них средств, хотя факты говорят об обратном. Вот в такой альтернативной реальности, в зазеркалье, мы оказались и находимся там уже несколько месяцев». 

   
   

К кому претензии?

«Следствие, возможно, пытается заблокировать деятельность кооператива, — замечает Артем Половинкин, адвокат, работающий с кооперативом, партнёр Адвокатского бюро Criminal Defense Firm. — По ходатайству следствия трижды арестовывался счёт кооператива: следствие дважды проигрывало в суде и выходило с новым ходатайством, в нарушение закона не информируя судью о предыдущих решениях вышестоящего суда. Также следствие дважды арестовывало недвижимость кооператива, включая квартиры, перешедшие в собственность пайщиков. В первый раз проиграло суд, который снял арест, но до вступления решения в законную силу вновь добилось ареста: дело опять в суде. В сентябре прошёл повторный обыск — и опять с изъятием всей восстановленной к тому времени финансовой документации, электронных носителей, личных дел и заявлений пайщиков о возврате паевых взносов, что полностью дезорганизовывает работу кооператива и препятствует выполнению обязательств перед пайщиками, а также сотрудниками (по выплате заработной платы) и государством (по уплате налогов)». 

И все это, по словам адвоката, в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве, возбуждённого по заявлению лица, не являющегося пайщиком кооператива. При этом его претензии касаются даже не кооператива, а другого юридического лица, которое следствие необоснованно связывает с потребкооперативом. 

«У этого юридического лица есть собственные активы, есть также активы у его учредителей, однако следствие блокирует целых 15 млрд рублей активов кооператива в обеспечение всего 9 млн рублей, фигурирующих как сумма ущерба в уголовном деле», — поясняет адвокат.

Оппонирует глухая стена

«Адвокатами делается все, чтобы защитить кооператив в рамках закона, — говорит член Совета по правам человека при Президенте России, адвокат Шота Горгадзе. — Но если ты приводишь доводы, а тебе оппонирует глухая стена, то, насколько бы твоя позиция ни была основана на законе, тебя не услышат — что мы, к сожалению, и наблюдаем в этом случае. Нужны усилия общественности, потому мы и включились в это дело». 

«Мы занимаемся судьбой кооператива, — резюмирует Валерий Гартунг. — Ведём диалог с контролирующими органами, так как считаем случай с этим одним из крупнейших кооперативов России модельным для развития кооперации в стране. И занимаемся поиском системного решения проблем развития потребительской кооперации, сочетающим свободу экономической деятельности и разумный надзор со стороны государства».