Реклама без пауз. В Госдуме предложили пролонгировать контракты для наружки

Татьяна Григорьева / АиФ

В Госдуму внесен законопроект, которым предлагается пролонгировать государственные и муниципальные контракты операторов наружной рекламы на конструкции на участках или зданиях. По словам авторов инициативы, это позволит окупить расходы на современные рекламные средства участникам рынка, которые вкладывались в развитие последние 10 лет. В свою очередь, операторы связи обязаны выделить до 10% годового объема размещений под социальную рекламу.

   
   

Инициатива окажет положительное влияние на развитие рынка рекламы и экономики в целом, прокомментировал aif.ru один из авторов законопроекта зампредседатель Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. По его словам, решение предоставить операторам наружной рекламы продлить муниципальные и госконтракты на 10 лет связано с невозможностью окупить понесенные ранее расходы в более короткий срок.

«Сегодня существует большой спрос на современные средства рекламы. Раньше эту функцию отчасти брали на себя соцсети, теперь малый и средний бизнес в регионах активно использует возможности электронных щитов. Но, к сожалению, участники рынка наружной рекламы не могут себе позволить часто их обновлять, а их окупаемость выходит за рамки 10 лет. Поэтому, чтобы не устраивать чехарды, для всех, кто устанавливал современные рекламные средства, мы предоставим возможность продолжить работать», – сказал Наумов.

По словам депутата, инициатива учитывает интересы всех участников рынка. В частности, сделает для бизнеса более доступной возможность «дойти» до сотен тысяч покупателей, а также позволит развиваться как крупным, так и небольшим рекламным агентствам. Одним из обязательных условий пролонгации контрактов станет размещение на площадках не менее 10% от годового размещения социальной рекламы и рекламы особой общественной значимости. По словам парламентария, эта инициатива сопротивления у операторов не вызвала.

«Под социальной рекламой имеется ввиду не только связанная, например, с государственными нацпроектами, но и такая, которая позволяет развивать на местах некоммерческие объединения, создаёт основу для социального предпринимательства. Рекламные агентства эту идею поддержали, так как это никаких убытков за собой не повлечет. Доля вполне сбалансированная, позволит на 100% использовать всю ёмкость размещения. Также вопрос был проработан и с местными властями в части того, что они ждут от развития современной рекламы, и с местными общественными объединениями», – подчеркнул Наумов.

Сейчас права на размещение на конструкциях на участках или зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, разыгрываются в рамках торгов. По их результатам может быть заключен контракт на срок от 5 до 10 лет. Новый законопроект может закрепить за операторами возможность до 31 декабря 2024 г. продлить действующие контракты на указанные конструкции на срок до 10 лет. При этом в соглашении на пролонгацию должен содержаться пункт о ежегодной индексации размера платежей по контракту на размер уровня инфляции.

Один из соавторов законопроекта, первый зампредседателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев подчеркнул, что инициатива направлена на поддержку рынка рекламы в период «большой трансформации». «Рынок переходит с обычной наружной рекламы, какой мы её привыкли видеть десятилетиями, на цифровую рекламу. Это требует денег, поэтому мы даём возможность бизнесу сейчас эту трансформацию осуществить максимально быстро и безболезненно, но так, чтобы цены не росли для производителей, которые используют наружную рекламу», – сказал Гусев.
   
   

Доход государства в случае, если законопроект будет принят, депутат оценил в 3 млрд рублей – дополнительные 5% размещений, которые будут выделены для соцрекламы. «Рынок наружной рекламы оценивается в сумму не менее 60 млрд рублей, пять процентов от него составляют 3 млрд. Таким образом получается, что законопроект выгоден всем: операторам наружной рекламы, которые могут за короткое время провести трансформацию рынка, пользователям рекламными площадями, для которых цены на этом фоне не увеличатся, и государству, которое получит возможность размещать рекламу важных проектов на огромную сумму», – заключил парламентарий.

В отрасли наружной рекламы работает порядка 10 тысяч человек – это реальные рабочие места, от которых зависит благополучие российских семей, отметил зампредседателя Комитета Госдумы по защите конкуренции Антон Гетта. Он подчеркнул, что также законопроект учитывает интересы муниципалитетов – они получат стабильное пополнение бюджетов за счёт налогов.  «К примеру, в моем родном регионе, в Ростове-на-Дону, ситуация выглядит не лучшим образом. Прорабатывая текст законопроекта, мы поинтересовались у местных рекламных компаний о существующих сложностях. По их мнению, они несут значительные повышенные издержки на переоборудование конструкций, периодически сталкиваются с недобросовестными участниками рынка, поэтому продление действующих договоров для них – это одни плюсы», – подчеркнул Гетта.

Принятие документа, по словам депутата, ускорит развитие внутреннего рынка за счет цифровизации рекламных конструкций, а также увеличит инвестиции в существующую инфраструктуру – города просто будут выглядеть ещё технологичнее и современнее. Кроме того, ожидается, что будет обеспечена стабильность информационного пространства, поддержка уровня социальной рекламы и общественно значимого информирования.

«Задействованные на рынке наружной рекламы фирмы будут освобождены от излишних затрат на переоборудование рекламных конструкций, и монтаж-демонтаж и прочие сопутствующие работы. Снизится количество недобросовестных участников, которые выигрывают рекламные торги и потом исчезают непонятно куда. Отрасль действительно нуждается в государственной поддержке, и предлагаемым законопроектом мы её обеспечим», – резюмировал Гетта.

Предложенная к рассмотрению инициатива депутатов Госдумы требует дополнительного изучения и всесторонней оценки как с точки зрения права, так и финансовых прогнозов на предмет оценки возможного сокращения поступлений в бюджет субъектов РФ, прокомментировал председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга Владимир Рябовол. По его мнению, в этом вопросе крайне важна позиция Федеральной антимонопольной службы.
 
«Несмотря на то, что в первом приближении, сама возможность пролонгации договоров не вызывает существенных возражений – условия предоставления такой опции должны обсуждаться дополнительно, с учетом мнения экспертов Федеральной антимонопольной службы, а также правового и бюджетно-финансового блока субъектов РФ. Возможно, что в дальнейшем ряд положений законопроекта потребует внесения изменений», – сказал Владимир Рябовол.