Проактивно и по-простому. Порталу Госуслуг исполняется двенадцать лет

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

15 декабря 2009 г. появился портал Госуслуг, без которого сегодня трудно представить нашу жизнь. Записаться на приём к врачу или на регистрацию нового автомобиля, проверить, все ли налоги оплачены, получить выписку из своего счёта в Пенсионном фонде — всё это большинство из нас делает в онлайн.

   
   

Что изменилось?

«Посмотри на Госуслугах», «закажи на Госуслугах», «оформи на Госуслугах» – такие фразы стали уже обиходными. 

На портале зарегистрировано сейчас 90 млн человек с подтверждённой учётной записью. Это больше, чем жителей страны трудоспособного возраста (их на начало этого года было 81,9 млн человек). Можно смело утверждать, что это один из самых известных порталов рунета, который с началом реализации национального проекта «Цифровая экономика» стал развиваться особенно активно.

И если 12 лет назад, когда он только заработал, там была размещена информация о 110 услу­гах федерального и 200 – регионального и муниципального уровней, то сегодня доступно 650 федеральных и 5,6 тыс. региональных электронных сервисов.

Количество получаемых на портале услуг продолжает расти. Так, в 2020 г. за 10 месяцев здесь заполнили и отправили 70,7 млн заявлений, а за 10 ­месяцев этого года – уже 90,5 млн. За тот же период в прошлом году провели платежей на 66,8 млрд руб., а в нынешнем – на 99,3 млрд руб.

Чаще других на Гос­услугах бывают жители Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Башкортостана и Свердловской области. И если лидерство первых трёх регионов можно объяснить не только их цифровизацией, но и количеством населения, то место в пятёрке лидеров Башкирии и Свердловской области свидетельст­вует именно о том, что на пути в «цифру» они опередили други­х.

Каждую неделю россияне заказывают до 6,5 млн электронных услуг. Чаще всего️ записываются на приём к врачу и на вакцинацию, запрашивают выписку из индивидуального лицевого счёта Пенсионного фонда России, записывают детей в детский сад и регистрируют транспортные средства.

   
   

Конечно, тот портал, какими были Госуслуги в 2009 г., не потянул бы нынешней нагрузки. Но с тех пор у него появилась новая архитектура. Найдено такое техническое решение, которое обеспечивает уровень надёжности в 99,99%. То есть если простои и случаются, то длятся они не более 1 мин. в неделю.

Нажмите для увеличения

Удобно и понятно

Сам процесс оказания услуг радикально изменился по сравнению с тем, что был на портале 12 лет назад. Тогда мы видели на экране, по сути, бумажную форму заявления, которую нужно было заполнять сверху вниз. Мало того что в форме содержалось много лишней информации, так ещё и не было никаких подсказок – читай, перечитывай и думай, что написать в каждой графе.

Теперь это уже не по-бумажному. Процесс оказания услуг разбит на два этапа, в каждом из которых выделили атомарные шаги, – на экранной форме появляется преимущественно один вопрос с соответствующими подсказками, на который нужно ответить, чтобы перейти к следующему.

На первом этапе нужно ответить всего на несколько уточняющих вопросов. И тогда узнаешь, сколько дней займёт оказание услуги, какие документы нужно подготовить и другую справочную информацию.

На втором этапе уже оформ­ляется заявление. Запрашивается ровно та информация, которая необходима в конкретной жизненной ситуации. Пользователь пошагово отвечает на вопросы. А по окончании система сама формирует заявление в нужной форме.

Проактивно и по-простому

В сфере Госуслуг не так давно появилось новое цифровое слово: «проактивно». Это значит – без заявления.

Речь идёт о том, что людям не надо выяснять, какие льготы или услуги им положены. Новый механизм получения цифровых государственных сервисов сам отслеживает их жизненную ситуацию и при наступлении определённых обстоятельств оперативно начисляет пособие или предоставляет услугу и информирует об этом граждан.

Летом этого года таким образом родители оформили выплату в 10 тыс. руб. на детей-школьников.

«По предыдущим социальным выплатам у нас накопился достаточный объём информации, – объяснял тогда министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максут Шадаев. – Поэтому мы совместно с Минтруда решили опробовать новый механизм проактивного уведомления пользователей портала Госуслуг о новых единовременных выплатах».

Система сама заполняла форму заявления на выплату на каждого ребёнка и посылала родителю приглашение зайти в личный кабинет, чтобы проверить корректность данных и отправить заявление в ПФР.

Сейчас портал предоставляет таким образом информацию обо всех полагающихся пособиях и льготах – как федеральных, так и региональных. И делается это, безусловно, в привативном режиме.

А в начале декабря заработал новый сервис – проактивных уведомлений о госпитализации в рамках ОМС. После того как врач решил направить пациента для продолжения лечения в стационар, тот будет получать сообщения в личном кабинете обо всех дальнейших этапах прохождения направления.

То есть пациенту не надо бегать по клиникам и выяснять, когда и куда явиться для госпитализации. Да и с медперсонала это снимает излишнюю нагрузку.

Пока речь идёт только о специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, которая оказывается федеральными клиниками. Но в дальнейшем это распространится и на другие виды медпомощи в системе ОМС.

В последнее время на платформе Госуслуг появились и суперсервисы – это комплексные сервисы, соответствующие наиболее распространённым жизненным ситуациям. То есть не нужно собирать документы по разным ведомствам – система сама определяет и подсказывает, какие нужно запросить, и помогает это сделать. Бегать за бумагами по разным офисам – теперь это уже в прошлом.

А новая редакционная политика портала Госуслуг предполагает полный отказ от бюро­кратического языка. Общение государства с гражданами должно быть простым и понятным.

Никаких чиновничьих штампов и домыслов, что имелось в виду. Порталом пользуются люди самых разных возрастов и социальных групп, значит, смыслы, которые вкладываются в услуги и сервисы, должны быть ясны с первого прочтения любому.

В основе недавно принятой новой редакционной политики портала несколько принципов: простота, ясность и краткость сообщений.

Помощник Макс

С некоторых пор на портале у нас есть постоянный сопровождающий – робот Макс. Это «умный» цифровой помощник, работающий на основе технологий искусственного интеллекта. Он обучается прямо в процессе работы.

Кто уже успел с ним пообщаться, тот смог оценить, что с Максом поиск информации стал значительно легче. А команда разработчиков портала убеждена, что это оригинальное решение поднимет уровень обслуживания пользователей и снимет нагрузку с ведомств. В будущем, как рассказали «АиФ», робот сможет вызвать на помощь реального оператора портала, если после диалога с ним у пользователя останутся вопросы.

 

Когда СТС можно будет оставить дома?

Благодаря национальному проекту «Цифровая экономика» в сентябре нынешнего года запущено приложение «Госуслуги Авто».

Поскольку в этом проекте парт­нёром Минцифры стало МВД России, автовладельцы получили ощутимое удобство при общении с сотрудниками ГИБДД. Теперь необязательно предъявлять им бумажное СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства) – ­достаточно его цифровой копии в виде QR-кода из приложения. Данные об автомобиле попадают в «Госуслуги Авто» напрямую из реестра транспортных средств ГИБДД, ­поэтому всегда актуальн­ы. Правда, пока не внесены изменения в законодательство, сотрудник ДПС может по­требовать и бумажный документ.

В приложении можно ещё и делегировать управление своим автомобилем другому водителю – и он тоже сможет предъявлять электронное СТС.

В этом случае владелец авто в своём приложении должен указать ФИО, номер водительских прав, дату рождения водителя, которому собирается доверить машину, а также срок передачи ему управления.

При этом второе лицо должно быть вписано в страховку на этот автомобиль или иметь свой собст­венный полис ­ОСАГО без ограничений. Обязательна и подтверждённая запись на портале Госуслуг, а в личном кабинете должно быть указано водительское удостоверение. Ну и, конечно, на смартфоне того, кому доверено управление, тоже нужно установить приложение «Госуслуги Авто». Тогда после оформления доверенности в его смартфоне появятся данные СТС доверяемого автомобиля.

Однако электронная копия СТС – не единственная полезная функция нового приложения. В нём можно также оплатить штраф, записаться на регистрацию автомобиля и замену водительского удостоверения. А в расширенной версии – узнать историю авто, что очень удобно, когда его нужно продать. Для этого выбирается «Сервис проверки ТС» и вводятся VIN, номер кузова или шасси машины.

Мобильное приложение, доступное на платформах iOS и Android, стало популярным с первых же дней запуска, возглавив топ бесплатных прило­жений App Store. Сейчас его скачали уж 600 тыс. человек.

В ближайшее время разработчики собираются внедрить новые полезные функ­ции: обжалование штрафов, оформление европротокола при ДТП, заключение договоров купли-продажи онлайн, а также возможность загрузки данных о пройденном тех­осмотре и страховках.

Кстати

С 1 июля этого года на Госуслугах появилась возможность оформить ежемесячное пособие на детей из неполных семей в возрасте от 8 до 17 лет (новая мера соцподдержки), а также ежемесячное пособие для женщин, вставших на учёт в медицинской организации в ранние сроки беременности. 

И в тот же день к 13 час. по московскому времени, по данным Минцифры, было подано 142 тыс. заявлений: 112 тыс. на детские пособия и 30 тыс. на пособия беременным женщинам. Таким образом, в среднем подавали 180 заявлений в минуту.

С недавних пор родители детей, проживающие в 13 регионах России, могут записывать своих ребятишек в кружки и секции на портале Госуслуг. Здесь есть возможность выбрать кружок (дана подробная информация о них), а также оплатить занятия в нём, в том числе с помощью сертификата дополнительного образования. Он предоставляется детям от 5 до 18 лет и выпускается на Госуслугах автоматически. 

У сертификата есть номинал – это бюджетные деньги, которыми можно полностью или частично оплатить занятия в кружке или секции. Размер номинала определяют муниципальные власти.

Услуга пока доступна жителям Архангельской, Амурской, Белгородской, Костромской, Ленинградской, Нижегород­ской, Ульяновской, Рязанской, Смоленской, Омской областей, а также Адыгеи, Карелии и Алтая.