Самый гуманный суд в мире
Украинская судебная система продемонстрировала яркий пример гуманизма в духе истинно европейских ценностей. 28 января Печерский районный суд Киева изменил меру пресечения Андрею Медведько, который подозревается в убийстве известного украинского журналиста и писателя Олеся Бузины. По решению суда, Медведько, находившийся под круглосуточным домашним арестом, переведён на частичный домашний арест с 19:00 до 8:00 утра. В дневное время Медведько может посещать кинотеатры, музеи, массовые мероприятия и вести жизнь свободного человека, не покидая, правда, пределы города.
Это уже второе смягчение режима в отношении Медведько. 31 декабря 2015 года предполагаемый убийца был освобождён из-под стражи по решению Апелляционного суда Киева и переведён под домашний арест. Теперь и эта мера признана украинскими органами чрезмерной для подозреваемого в совершении тяжкого преступления.
Ранее, 9 декабря 2015 года, всё тот же Печерский районный суд Киева освободил из-под стражи второго подозреваемого в убийстве Бузины Дениса Полищука, переведя его под домашний арест.
Охота на человека
Журналист и писатель Олесь Бузина людьми, захватившими власть на Украине в феврале 2014 года, фактически открыто рассматривался как враг государства. Незадолго до гибели Бузины его личные данные были выложены на печально известном сайте «Миротворец», где собираются данные на людей, которых называют «сепаратистами» и «агентами Кремля».
Один из создателей и идейных вдохновителей «Миротворца», глава так называемой группы волонтёров «Народный тыл» Георгий Тука ныне занимает пост руководителя Луганской областной военно-гражданской администрации.
Сам Тука после того, как ряд людей, попавших в списки «Миротворца», были убиты, заявил, что не собирается переживать «из-за каких-то подонков, которые виноваты в войне».
Активную информационную поддержку сайту «Миротворец» оказывал советник главы МВД Украины и депутат Верховной Рады Антон Геращенко.
Раздражение новых украинских властей и националистов вызывали взгляды Бузины, который выступал в качестве противника как «Оранжевой революции» 2004 года, так и «Евромайдана», заявлял о триединстве русского народа (русских, украинцев и белорусов), поддерживал федерализацию Украины, высказывался за равноправие русского и украинского языков в стране, крайне негативно оценивал роль в украинской истории УПА и ОУН.
Бузина в интервью неоднократно заявлял о том, что получал многочисленные угрозы физической расправы.
Исполнителями убийства стали Мэнсон и Аллах?
16 апреля 2015 года Олесь Бузина был застрелен около своего дома на улице Дегтярёвской в Киеве. По данным пресс-службы МВД, убийцами были двое неизвестных в масках. Спустя некоторое время был обнаружен автомобиль, на котором скрылись преступники. По версии правоохранительных органов, убийство связано с профессиональной деятельностью журналиста.
18 июня 2015 года глава МВД Украины Арсен Аваков заявил о задержании лиц, подозреваемых в убийстве Олеся Бузины. Практически сразу стало известно, что задержанные являются активистами украинских ультраправых группировок.
Андрей Медведько, который, согласно версии следствия, был непосредственным исполнителем убийства, известен среди украинских ультраправых под кличкой Мэнсон. Медведько руководил Печерским районным отделением ультраправой партии «Свобода» и был создателем её наиболее радикального крыла — нацистской ячейки «С 14». Мэнсон участвовал в столкновениях в период «Евромайдана», а затем принимал участие в карательной операции на территории Донбасса, являлся бойцом батальона МВД «Киев-2».
Денис Полищук (кличка — Аллах) в 2012 году выдвигался на выборах в Верховную Раду от националистической партии Украинская национальная ассамблея, но депутатом не стал. В 2014 году он, как Мэнсон, принимал участие в карательной операции в Донбассе.
«Закручивается очень и очень мутная история»
С самого момента ареста Медведько и Полищука украинские националисты начали шумную кампанию за их освобождение. Формально во время акций заявлялось об их непричастности к убийству, однако социальные сети и сайты националистов были переполнены здравицами в честь «героев», претворивших в жизнь в отношении Бузины лозунг «Смерть ворогам!».
Первая попытка освобождения из-под стражи была предпринята 23 июня, когда суд постановил выпустить на свободу Полищука-Аллаха под залог в 5 миллионов гривен, который внёс за него бизнесмен, экс-первый заместитель председателя правления ОАО «Укргаздобыча» Алексей Тамразов. Однако 2 июля Полищук был вновь взят под стражу.
Несмотря на шумные акции националистов, потасовки в судах, до декабря 2015 года подозреваемые оставались под стражей, а расследование шло своим чередом. Однако затем журналисты, следившие за ходом следствия, отметили, что в деле начали происходить серьёзные изменения.
Главный редактор украинского издания «Вести» Игорь Гужва на своей странице в Facebook 10 декабря 2015 года написал: «Вокруг дела по убийству Олеся Бузины закручивается очень и очень мутная история.
Во-первых, в начале недели произошли серьёзные перемены в прокурорской группе, которая занимается следствием по делу. Уволился один из ключевых сотрудников. И хотя это формально с делом Бузины никак не связано, но уже в среду один из подозреваемых (Полищук) был выпущен под домашний арест…
Я хотел бы ошибаться, но мне кажется, что не для того прилагаются грандиозные усилия для освобождения обоих подозреваемых, чтоб они спокойно сидели дома и ждали приговора суда. Есть вероятность (и она, мягко говоря, не равна нулю), что оба подозреваемых исчезнут вскоре после выхода Медведько на свободу. Они или сбегут, или (если они на самом деле виновны в убийстве и при этом действовали по заказу) их убьют. Но в обоих случаях об их судьбе широкая общественность не узнает. К чему это приведёт? К тому, что оба по своему статусу останутся подозреваемыми (других версий — кто убийца — в случае их исчезновения точно не появится). Их объявят в розыск, и на этом расследование дела будет прекращено. Нет подозреваемых? Значит, нет и приговора, а о заказчиках и говорить не приходится. Таким образом, де-факто и де-юре убийство Бузины останется безнаказанным».
«Если бы животные из МВД и прокуратуры хотели бы показать себя большими животными, у них не получилось бы»
31 декабря 2015 года, после того как под домашний арест из СИЗО выпустили и Медведько-Мэнсона, Гужва заметил: «С большой долей вероятности и Медведько, и Полищук в обозримом будущем исчезнут. Их объявят в розыск, и дело тут же станет «висяком»… Люди, которые знали Медведько и Полищука, говорят, что оба — всего лишь рядовые националистического движения, а не самостоятельные боевые единицы. Без приказа они ни при каких обстоятельствах не пошли бы на убийство. Им кто-то (кто-то авторитетный для них) дал приказ. И этот «кто-то», собственно, и получил заказ на убийство. Теперь распутывание всей цепочки под угрозой».
Другой известный украинский журналист Анатолий Шарий, комментируя принятое судом 28 января решение о переводе Медведько на частичный арест, на своей странице в Facebook написал: «Слишком жёстко — домашний арест для убийц Бузины. Надо мягче — частичный. А то вдруг захотят в кафешку там, в киношку. Если бы животные из МВД и прокуратуры хотели бы показать себя большими животными, у них не получилось бы.
Главное — Шария найти, первого врага государства. Как там ручная свинья министра, решает вопрос? Сидят журналисты, сидят люди, написавшие статус в соцсети, сидят сотни «шпионов».
Из-за забора внимательно наблюдают за животными. С презрением. Подбрасывают кукурузных хлопьев, чтобы не протянули лапы. Думают, что с этим зоопарком дальше делать.
Впрочем, «животные» — это слишком жёстко. По отношению к животным».
Братьев, установивших табличку в память об Олесе Бузине, изгнали из университета
Накануне решения суда о смягчении режима Андрею Медведько стало известно о ещё одном судебном решении, косвенно связанном с делом об убийстве Олеся Бузины.
Областной Волынский суд по иску Восточно-украинского национального университета имени Леси Украинки исключил из числа аспирантов Михаила и Александра Кононовичей.
Братья Кононовичи, активисты украинского коммунистического движения, участвовали в целом ряде акций против гражданской войны в Донбассе. Именно они после гибели Олеся Бузины установили на доме, в котором он жил в Киеве, табличку в память об убитом журналисте и писателе.
Из университета они были исключены решением ректора за свои политические взгляды. В суде первой инстанции, куда обратились Михаил и Александр Кононовичи, было принято решение в их пользу. Однако представители университета обратились в вышестоящую инстанцию. Представители вуза настаивали, что слова Кононовичей оскорбляют студентов-волонтёров, а также учащихся, чьи родители участвуют в АТО.
Речь идёт о выступлении Александра Кононовича, который в одном из интервью заявил, что на востоке страны идёт «бойня против собственного народа».
Судья областного суда посчитал, что данные слова являются «нарушением морально-этических норм» и дают основания для исключения из аспирантуры университета.
«Неправильные речи» журналиста Коцабы
На фоне облегчения режима для лиц, обвиняемых в убийстве Олеся Бузины, ярким контрастом выглядит судьба украинского журналиста Руслана Коцабы.
Коцаба, активист «Оранжевой революции» и «Майдана», летом 2014 года оказался едва ли не единственным украинским корреспондентом, работавшим на территории, контролируемой Луганской народной республикой. В своих репортажах Коцаба показывал происходящее как с позиций наступавших на Луганск украинских батальонов, так и из мест, находившихся под контролем ополченцев. Но если первые его сюжеты, например, из расположения карательного батальона «Айдар», вызывали в Киеве только одобрение, то вот вторые очень скоро навлекли на спецкора телеканала «112» опалу.
Позиция Коцабы стала резко расходиться с позицией украинских властей. Журналист сообщал, что никаких регулярных российских войск в ЛНР нет, что в рядах ополчения по большей части сражаются местные жители, что ополченцы — не террористы, а люди, категорически не согласные с происшедшим в Киеве переворотом. Коцаба признал, что подавляющее большинство жителей Луганска поддерживает ополченцев.
Сообщения же о том, что обстрелы мирных городов Донбасса ведёт украинская армия и женщины и дети гибнут от украинских бомб и снарядов, были совсем уж вопиющей крамолой.
После возвращения из ЛНР журналист попал под наблюдение СБУ, но от своей точки зрения не отказался. Он продолжал заявлять — нет никакой «антитеррористической операции», а есть братоубийственная гражданская война, которая должна быть прекращена как можно скорее.
Последней каплей для украинских властей стала инициированная Коцабой в январе 2015 года акция «Я отказываюсь от мобилизации». Журналист записал на мобильный телефон и опубликовал в интернете видеообращение к президенту Украины Петру Порошенко, в котором заявил, что предпочитает сесть в тюрьму, нежели участвовать в братоубийственной гражданской войне в Донбассе.
«Я чётко знаю закон, — заявил Руслан Коцаба. — Мне лучше от двух до пяти лет отсидеть в тюрьме, чем идти на сознательное убийство своих соотечественников, которые живут на востоке. Я скажу всем, кто меня слышит: я отказываюсь от этой мобилизации и всех адекватных людей призываю — отказывайтесь от этой мобилизации, потому что это ад, это ужас! Невозможно, чтобы в XXI веке люди убивали других только за то, что те хотят жить отдельно».
«Государственный изменник», не желающий убивать соотечественников, получит 15 лет тюрьмы?
7 февраля 2015 года журналист был задержан в родном Ивано-Франковске. На следующий день городской суд вынес решение об аресте на срок до 60 суток. В постановлении суда говорилось, что Руслан Коцаба за вознаграждение работал по заказу телеканала «НТВ» и организовывал сбор провокационных материалов о мобилизации на Украине в присутствии представителя российского телеканала, а также «пытался в присутствии представителя телеканала государства-агрессора получить у местных жителей интервью провокационного характера».
Журналисту предъявлено обвинение по двум статьям УК Украины — ч. 1 ст. 111 («Государственная измена») и ч. 1 ст. 114-1 («Воспрепятствование законной деятельности Вооружённых сил Украины и других военных формирований»). Согласно санкции данных статей, 49-летний репортёр может быть осуждён на срок до 15 лет лишения свободы.
С момента своего задержания и по сей день Руслан Коцаба находится в заключении. Срок содержания под стражей продлевался ему несколько раз, в последний раз — до 22 февраля 2016 года.
Несмотря на неоднократные обращения украинских правозащитников и международных организаций с призывом немедленно освободить Руслана Коцабу, никаких изменений в его судьбе не произошло.
В интервью агентству РИА «Новости Украина» в сентябре 2015 года находящийся в заключении журналист сказал:
— Я реалист, то есть проинформированный оптимист, а поэтому прекрасно ориентируюсь в печальной статистике количества оправдательных приговоров. Так что будем готовить себя и близких к показательно строгому, лет эдак на 14, приговору. На оправдательное судебное решение, амнистию либо помилование не особо надеюсь.
Действительно, ждать оправдания Руслану Коцабе не приходится. Как и убитый Олесь Бузина, журналист из Ивано-Франковска для нынешних властей Украины является безусловным «врагом государства».
А на снисхождение в стране победившего «Евромайдана» могут рассчитывать только бандиты и убийцы, при наличии у них правильной политической ориентации.