Право на отдых. Кому достанутся санатории Кавминвод

Решение Гагаринского районного суда Москвы от 12 августа нынешнего года о возврате в государственную собственность 34 санаторно-курортных учреждений, в том числе 1763 объектов недвижимости Кавказских минеральных вод, продолжает оставаться в центре внимания экспертов, политиков и предпринимательского сообщества. Российские и иностранные инвесторы, которые еще десятилетия назад выкупили санатории на водах у Федерации независимых профсоюзов России, а затем вложились в реконструкцию и обустройство здравниц, не согласны с вердиктом о признании сделок незаконными и их расторжением. Позицию ответчиков в канун рассмотрения дела в апелляционной инстанции выразил депутат Госдумы Антон Ткачев, который на днях обратился с запросом к генеральному прокурору РФ Игорю Краснову. Парламентарий допускает, что прокуратура в качестве истца руководствовалась определенной, хотя и небесспорной, с его точки зрения, буквой закона, однако призывает изменить государственный подход, чтобы он соответствовал и духу закона. «Своих активов лишаются более ста отечественных и иностранных предпринимателей, которые стали собственниками здравниц и иных сопутствующих объектов в результате рыночных сделок, состоявшихся много лет назад и никем ранее не оспоренных», — говорится в тексте депутатского запроса. Как подчеркивает депутат, за минувшее двадцатилетие курортная зона Кавминвод значительно преобразилась в сравнении с постсоветским периодом во многом благодаря частным инвестициям в реконструкцию старых санаториев и строительство новых объектов. Создавшаяся же ситуация не только ставит крест на результатах инвестиционной деятельности широкого круга предпринимателей, но и в значительной мере подрывает доверие инвесторов к государству, а также отнюдь не способствует развитию курортно-санаторной отрасли региона. По оценке парламентария, в подвешенном состоянии оказывается судьба трудовых коллективов десятков здравниц Кавминвод, под вопросом и перспективы отдыха и оздоровления в санаториях участников специальной военной операции и членов их семей.

   
   

Как поясняет депутат Госдумы Антон Ткачев, «санаторное дело» в Кавминводах явно выходит за рамки обычного хозяйственного спора и приобретает политическую окраску, а потому его просьба к генпрокурору РФ о проверке всех фактов и нюансов этой истории и ее побочных результатов направлена на укрепление законности и такой сценарий урегулирования конфликта, который отвечал бы интересам государства и экономики. 

Сегодня страна переживает непростые времена, требующие сплочения граждан, повышенной социальной ответственности бизнеса и безукоризненных решений власти, строго соответствующих закону и интересам России. В недавнем выступлении в рамках дискуссионного клуба «Валдай» президент РФ особо подчеркнул отсутствие необходимости в проведении национализации и поставил задачи по дальнейшему развитию рыночной экономики, что является важной основой конкурентоспособности страны перед лицом многочисленных геополитических вызовов и санкционного давления. Такую же позицию заявляет и Генеральная прокуратура РФ, руководитель которой на сентябрьском Восточном экономическом форуме твердо обещал всегда защищать интересы добросовестного бизнеса. 

В то же время «санаторное дело» появилось, конечно, не на пустом месте, а уходит корнями еще в далекий 1992 год, когда постановлением Верховного совета РФ была установлена обязанность правительства по сохранению историко-культурного наследия региона с приватизацией курортной инфраструктуры по специально установленному порядку. Однако регламентирующий документ тогда так и не был принят, а потому события разворачивались в соответствии с реалиями и действующими на тот момент нормами законодательства. Однако никто не отменял и законодательное правило, согласно которому для оспаривания результатов приватизации отведен трехлетний срок. Сделкам же с курортной инфраструктурой Кавминвод, которые в этом году стали предметом судебного разбирательства, уже без малого два, а то и три десятка лет. Безусловно, туристическая отрасль вообще и курортная сфера в частности требуют внимательного отношения со стороны контролирующих структур, а подчас и мер по наведению порядка. Не зря это направление экономики в последнее время оказалось в зоне пристального внимания и главы государства, и правительства. Но та же ситуация с реформированием Ростуризма показывает, что федеральная власть задает тренд аккуратного и даже ювелирного подхода к решению проблем. В истории же с фактической деприватизацией здравниц Кавминвод усматривается работа не скальпелем, а куда более серьезным инструментом. 

Если представить себе, что апелляционная судебная инстанция оставит в силе прежнее августовское решение о признании незаконными сделок с приватизацией курортной инфраструктуры Кавминвод, то десятки санаториев потеряют лицензию, их работа окажется парализованной, что приведет к банкротству многочисленных предприятий частного бизнеса, сокращению и без того скромного притока инвестиций и осложнению социально-экономической ситуации на всем Ставрополье. Такой результат менее всего сегодня востребован государством, а потому участникам затянувшегося спора предстоит отыскать выход из создавшегося положения, который бы исключил нанесение любого ущерба стране.