Правды 4 года ждут. Гинекологи ответят за смерть беременной в Волгограде

Арам Мачкалян / Из личного архива

В Волжском городском суде озвучат приговор врачам перинатального центра, которых обвиняют в неоказании услуг, отвечающих требованиям безопасности. В итоге беременная женщина и её сын погибли, а её супруг доказывал правду почти 4 года.

   
   

Фейковая экспертиза

Мы неоднократно писали об истории Елены и Арама Мачкалянов из Волгограда. 27-летняя женщина на 30-й неделе беременности скончалась в Волгоградской областной больнице. Но, чтобы скрыть факт младенческой смертности и гибели роженицы, патологоанатомы написали в заключении, что женщина якобы страдала гепатитом.

В апреле 2021 года судом было установлено, что Вадим Колченко (на тот момент — главный патологоанатом Волгоградской области), заведующая областным ГБУЗ «Волгоградское областное патологоанатомическое бюро» Наталья Герасименко и врач-патологоанатом Екатерина Черкасова подтасовали выводы медицинского заключения о причинах смерти Елены Мачкалян. Якобы гибель произошла из-за аутоиммунного гепатита. Но это опровергла генетическая экспертиза. Вместо образцов биоматериала молодой женщины использовались чужие. Так, чтобы доказать «аутоиммунный гепатит», к срезам с внутренних органов Елены, подложили срезы с печени неизвестного мужчины, который болел гепатитом.

Факт фальсификации доказали, и в итоге Вадим Колченко получил 9 лет колонии строгого режима. Наталья Герасименко и Екатерина Черкасова были осуждены на 2 года и 1 год 6 месяцев соответственно.

Катали из больницы в роддом

Этим махинациям патологоанатомов предшествовала ситуация, которая происходила с Еленой Мачкалян до гибели.

У беременной женщины поднялась температура, и из областного центра ее почему-то привезли в больницу города-спутника Волжского.

   
   

Буквально на следующий день после госпитализации у Елены Мачкалян открылось кровотечение, и врачи решили срочно перевести её в перинатальный центр, также расположенный в Волжском.

Елена Мачкалян была на 30-й неделе беременности. Фото: Из личного архива/ Арам Мачкалян

«Когда я приехал в роддом, мне рассказали, что у жены состояние средней тяжести, — вспоминает Арам. — Она находилась в изоляционном боксе, куда её положили, чтобы никого не заразить. Ей делали УЗИ, КТГ. Леночка как чувствовала, всё это фотографировала и присылала мне. На УЗИ написали, что отслойки не выявлено, и отправили назад в больницу — долечивать грипп».

Так женщина с кровотечением снова оказалась в обычной больнице. Но через несколько часов медикам вновь пришлось отправить её в роддом: у Елены Мачкалян начались роды.

«Они должны были в первую очередь спасать её. Как они могли с такими показателями отправить её назад в больницу? — недоумевает Арам. — После кесарева сечения врачи решили везти её в Волгоградскую областную больницу. Она была вся опухшая, в коме. Пока доехали по нашим дорогам, у неё были две клинические смерти».

Через несколько часов родители Елены сами позвонили в больницу, чтобы узнать о состоянии здоровья дочери. Но там им ответили: «Вы зачем нам её сюда привезли? На ней живого места нет. Это живой труп».

Отец Елены на суде над патологоанатомами. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Поклялся найти правду

Лены не стало 26 января 2017 года. Похоронив свою жену и долгожданного сына, Арам поклялся найти правду и доказать вину врачей в их гибели. Только через 4 года, после эксгумации супруги и многочисленных экспертиз, он выяснил, что посмертный диагноз, выставленный Елене, — подлог.

Первыми были осуждены патологоанатомы. Все те, кто участвовал во вскрытии Елены Мачкалян и подписывал документы о причинах её смерти. Вадим Колченко производил вскрытие тела женщины и, чтобы скрыть настоящую статистику по материнской смертности (а подобный факт очень сильно бьёт по репутации не только больницы, но и всего региона), он вместе со своими подчинёнными заменил гистологические образцы печени умершей роженицы на образцы печени иного лица с установленным хроническим гепатитом. Настоящие гистологические образцы Елены Мачкалян были уничтожены, чтобы скрыть преступление.

По предварительному сговору

Теперь очередь дошла и до врачей перинатального центра, которые недооценили степень тяжести состояния беременной Елены и отправили её назад в обычную больницу якобы долечивать грипп. Им вменяется ч. 2 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, совершенное группой лиц по предварительному сговору, повлекшее смерть человека»). Так, по версии следствия, врач Наталья Андреева не хотела выполнять свои профессиональные обязанности в полном объеме. Гинеколог проигнорировала жалобы роженицы, не провела полное обследование и не организовала лечение. Она видела, что у беременной кровотечение, видела её подкожные кровоизлияния и не могла как профессионал не отметить, что у плода уже начинается гипоксия. Но вместо того, чтобы срочно провести кесарево сечение, так как у пациентки началась отслойка плаценты, доктор отправила беременную в обычную больницу.

Елене в роддоме делали УЗИ, на котором видели, что у ребёнка тазовое предлежание. Фото: Из личного архива/ Арам Мачкалян

Это решение согласовала и главврач перинатального центра Елена Попова. После того как Елену Мачкалян уже в родах с диагнозом «антенатальная гибель плода» опять привезли в роддом, её снова приняли Попова и Андреева. Они вместе решили провести родоразрешение Елены через естественные родовые пути, не принимая во внимание абсолютные показания к кесареву сечению. В ходе родов у Елены Мачкалян открылось обильное кровотечение. Только после этого акушеры-гинекологи решили делать роженице операцию и извлекли уже мёртвого ребёнка.

Елене Мачкалян удалили матку, она потеряла более 4 литров крови и впала в кому. Уже в таком состоянии её и доставили в Волгоградскую областную больницу. Она скончалась, не выходя из комы.

Свою вину гинекологи не признают. Они продолжают настаивать на том, что смерть Елены Мачкалян произошла из-за того, что у неё были проблемы с печенью. При этом судом Дзержинского района Волгограда подтверждено: образцы печени были подменены.

Арам Мачкалян бьётся за честь жены 4 года. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

«Гособвинение запросило 4 года реального заключения и запрет заниматься медицинской деятельностью на 3 года, — рассказал Арам Мачкалян. — Я и мой адвокат, родители Лены просили 6 лет. На последнем слове Наталья Андреева выразила соболезнования, а мне дала понять, что я плохой человек».

Арам рассказал, что, по мнению доктора, он зря раздувает скандал и освещает его в прессе. «Я добиваюсь объективности и прозрачного расследования двух уголовных дел. Тогда я ещё не знал, что их будет два, — говорит Мачкалян. — Кого-то обижать и унижать я себе никогда не позволял. Не я их сделал подсудимыми, а эксперты и следствие. Я отстаиваю честь своей жены, семьи, дочери и погибшего сына».

Елена и Арам Мачкалян. Фото: Из личного архива/ Арам Мачкалян

Окончательный вердикт суда озвучат 31 мая.