Пассажиры, застрявшие в сочинском аэропорту из-за шторма, не получат компенсацию морального вреда, уверены эксперты. Непогода — это форс-мажорные обстоятельства, в которых нет вины авиакомпании. Специалисты рассказали, на какие выплаты и в каких случаях могут рассчитывать туристы.
26 ноября по Черноморскому побережью прошел сильнейший шторм. Из-за непогоды в аэропорту Сочи не смогли сесть девять самолетов. Сначала они кружили над морем, а потом полетели на запасной аэродром в Минеральные воды, сообщили в Telegram-канале аэропорта Сочи. Авиасообщение с курортом смогли восстановить вечером 26 ноября. Для помощи туристам в воздушной гавани создали оперативный штаб и усилили контакт-центр.
Правозащитник Иван Васильев считает, что перевозчик должен обеспечить пассажирам комфортное ожидание рейса. «В такой ситуации прямо в аэропорту почти сразу предоставляют напитки, а после четырех часов ожидания — горячий обед. Если задержка существенная, то авиакомпания должна за свой счет заселить туристов в ближайшую гостиницу», — объяснил эксперт.
Пассажиры, которые из-за шторма не попали на стыковку в другом городе, например, в Москве, смогут улететь за счет перевозчика. «Тех, кто опоздал на стыковочный рейс, должны посадить на другой самолет. Если авиакомпания знает, что туристы задержались не по своей вине, она перевозит их следующим рейсом», — объяснил Дмитрий Адамидов.
Если шторм не примут как форсмажор, то пассажиры смогут получить большие компенсационные выплаты, например, за вред здоровью.
«Если у человека есть диабет, а из-за опоздания он не смог вовремя поесть и заболел, то он имеет право потребовать у перевозчика возмещения затрат на лекарства», — поделился Иван Васильев. Также в случае задержки без уважительных причин, авиакомпания должна заплатить пассажирам штраф за каждый час опоздания. Он составляет 25% от МРОТ. Полагается в таком случае и компенсация морального вреда — по словам эксперта, обычно ее назначают в размере 15-20% от стоимости билета.
Пассажирам, чей рейс задержался по вине перевозчика, юрист рекомендует снимать обстановку в аэропорту на видео. «Нужно обязательно фиксировать все отказы на камеру. Если они дойдут до суда, нужно будет доказать, что им что-то не предоставили, и видеоролики будут существенным доказательством», — объяснил эксперт.