Почему врач-неонатолог Элина Сушкевич находится в СИЗO?

Категория:  Законодательство
Ответ редакции

Президент Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» (НМП) Леонид Рошаль заявил, что готов сесть в СИЗО вместо задержанной Элины Сушкевич. 4 октября суд арестовал Сушкевич, обвиняемую в убийстве младенца в роддоме, до 4 января. Она находятся в изоляторе «Печатники». 

   
   

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин потребовал от подчиненных повторно доложить об обстоятельствах дела калининградского врача и попросил представить обоснование избрания меры пресечения после того, как Рошаль обнародовал в СМИ свое письмо. В своем обращении он заявил, что врач не виноват в смерти младенца. По его словам, «дело выходит за рамки приличия». 

«Очевидно, что поставлена задача засудить. И мы будем защищать врача дальше. А сегодня я предлагаю — отпустите врача из-под стражи, я готов сидеть за нее», — написал Рошаль в своем открытом письме

Реаниматолог-анестезиолог калининградского перинатального центра Элина Сушкевич во время рассмотрения апелляционной жалобы на приговор в Первом апелляционном суде общей юрисдикции. Май 2021 г. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

В чем обвиняют Элину Сушкевич?

Реаниматолога-анестезиолога калининградского областного перинатального центра Элину Сушкевич и заместителя главврача роддома №4 Елену Белую обвиняют в убийстве новорожденного.  5 ноября 2018 года Замирахон Ахмедова поступила в роддом №4 на 24-й неделе беременности. Рано утром у нее родился сын весом 700 граммов. Ребенок находился в тяжелом состоянии, потому что был недоношен. 

В Следственном комитете заявили, что состояние младенца было стабилизировано с использованием аппарата искусственной вентиляции легких и введения медицинского препарата для поддержания жизнедеятельности. 

После этого, по словам адвоката Сушкевич Камиля Бабасова, ребенку ввели препарат «Куросурф» для улучшения работы легких. К 6 утра у ребенка открылось кровотечение из-за неправильно установленного катетера, гемоглобин упал до 41 грамма на литр. К 8 утра врачи роддома обратились в перинатальный центр. В роддом приехала реанимационная бригада во главе с Элиной Сушкевич. К этому моменту у ребенка, по словам адвоката, снижалась частота сердечных сокращений, температура упала до 33,5 градуса. Сушкевич расширила лечение и заказала кровь для переливания, но новорожденному она уже не понадобилась.

По версии следствия, в ноябре 2018 года заместитель главврача роддома №4 дала указание Сушкевич ввести недоношенному ребенку смертельную дозу сульфата магния.

   
   

Согласно спектрографической экспертизе, в печени, почках и желудке было обнаружено повышенное количество этого вещества. Следователи считают, что врачи убили новорожденного и пытались представить произошедшее как смерть во время родов, чтобы избежать привлечения к ответственности и создать благоприятную картину работы учреждения. Как заявили в СК, в историю родов были внесены заведомо ложные сведения о том, что имел место факт интранатальной смерти, то есть гибель плода. 

10 октября 2020 года присяжные заседатели Калининградского областного суда их оправдали, но в мае 2021 года вердикт был отменен из-за того, что среди присяжных оказался ранее судимый за умышленное преступление мужчина. В августе 2021 года Верховный суд направил дело в Московский областной суд, который 4 октября принял решение на три месяца взять Белую и Сушкевич под стражу.

О чем заявляет Рошаль? 

В письме президент Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» (НМП) и сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта указал на необходимость прекращения уголовного преследования, поскольку дело Сушкевич было неправильно оценено, а судебно-медицинская экспертиза была проведена с большими ошибками. Рошаль написал, что заключение врача под стражу наносит огромный ущерб жителям Калининградской области и перинатальному центру, где сейчас не хватает 30% неонатологов. В письме он также заявил о готовности сесть в СИЗО вместо Сушкевич.

Что говорит линия защиты Сушкевич? 

По мнению большинства присяжных, факт введения ребенку препарата, который стал причиной его смерти, не был доказан. По словам Бабасова, наибольшие опасения у него вызывало нежелание следственных органов проводить экспертизу плаценты, которая могла бы стать весомым аргументом в пользу невиновности врача. Как ранее заявил Бабасов, следователи изначально не изъявляли желания рассматривать другие версии. По его словам, эксперты просто выдумали формулу расчета количества магния в крови на основании концентрации магния в клетках, хотя, согласно зарубежным исследованиям, величины магния, которые были обнаружены в тканях у ребенка, соответствовали возрастной норме. В проведении независимой судебно-медицинской экспертизы защите отказали.