От мёртвого осла уши. Россия не признала Международный уголовный суд

Резиденция суда в Гааге. © / Commons.wikimedia.org

«Не стать участником Римского статута»

Международный уголовный суд (МУС) не будет иметь юрисдикции в вопросах, связанных с Россией. Такое решение было утверждено распоряжением президента России Владимира Путина от 16 ноября 2016 года.

   
   

«Принять предложение Минюста России, согласованное с МИД России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с Верховным Судом Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации, о направлении Генеральному секретарю ООН уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда, принятого Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН в г.Риме 17 июля 1998 г. и подписанного от имени Российской Федерации 13 сентября 2000 г.», говорится в документе.

Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания. МИД России поручено известить о решении генсека ООН.

В 1990-х годах решением Совета Безопасности ООН были утверждены два международных трибунала — Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде — в компетенцию которых входило расследование преступлений, совершённых во время кровопролитных гражданских конфликтов.

Глобальный трибунал

Вслед за этим возникла идея создания постоянно действующего трибунала для расследования военных преступлений, совершаемых в различных точках земного шара.

В 1998 году под эгидой ООН была созвана Дипломатическая конференция, на которой 120 государств высказались за создание Международного уголовного суда.

   
   

На сегодняшний день МУС постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности. Местопребыванием суда является Гаага, официально деятельность МУС началась 1 июля 2002 года.

Преступления, совершённые гражданами тех или иных государств либо на территории тех или иных государств, становятся подсудными МУС с момента ратификации ими Римского статута.

Читайте такжеЧто такое Римский статут?

Российская Федерация, подписав Римский статут 13 сентября 2000 года, оказалась в числе трёх десятков государств, подписавших, но не ратифицировавших документ.

Россия принимала участие в работе МУС в качестве наблюдателя, но принятое 16 ноября 2016 года решение окончательно прекращает отношения нашей страны с этой организацией.

Решение Путина последовало вслед за отчётом по Крыму

Распоряжение Владимира Путина последовало на следующий день после публикации отчета прокурора МУС Фарут Бенсуда, который расследовал обстоятельства присоединения Крыма к России.

Прокурор приравнял присоединение Крыма к международному вооружённому конфликту между Украиной и Российской Федерацией. Как говорится в отчёте, Российская Федерация задействовала свои войска для получения контроля над частями территории Украины без согласия её правительства.

Прокурор признал, что события произошли «без огневого боя». При этом, однако, говорится, что, в соответствии с Римским статутом, военный конфликт может быть признан международным, если одно или несколько государств оккупируют территорию другой страны, встречая или не встречая вооружённое сопротивление.

В отчёте признаётся, что Россия не попадает под юрисдикцию МУС, так как не ратифицировала Римский статут.

А после решения, принятого президентом России 16 ноября 2016 года, решения этой международной организации для России будут значить не больше, чем бесконечные заявления депутатов Верховной Рады о «российской агрессии».

США против МУС: вплоть до применения силы

Обвинять российские власти в пренебрежении к международному праву не стоит. Дело в том, что в числе стран, не ратифицировавших Римский статут, на данный момент находятся Индия, Китай и США.

Причиной отказа от ратификации стали неопределённо широкие полномочия суда, ограничивающие государственный суверенитет.

Соединенные Штаты, как и Россия, подписавшие Римский статут в 2000 году, отозвали свою подпись уже в 2002. Также США заключили ряд межгосударственных соглашений, по которым некоторые государства обязуются не выдавать американских граждан Международному уголовному суду. В случае нарушения данного обязательства государство потеряет финансовую и военную помощь, оказываемую США.

А «Закон о защите американского персонала за рубежом», принятый в 2002 году, разрешает применение военной силы для освобождения любого американского гражданина либо граждан из числа союзников США, задержанных на территории какого-либо государства по ордеру Международного уголовного суда.

Накануне публикации отчёта по Крыму прокурор МУС обвинил военнослужащих США в совершении военных преступлений в Афганистане.  Пытки, изнасилования и другие издевательства, согласно отчёту прокурора МУС, с мая 2003 года по 31 декабря 2014 совершались военнослужащими США по отношению как минимум к 61 заключённому в Афганистане. 27 случаев «ненадлежащего обращения» с заключёнными МУС нашёл в действиях сотрудников ЦРУ.

Как и в случае с Россией, все эти выводы МУС для Соединённых Штатов юридических последствий иметь не будут.