Охотники за деньгами. Юрист раскрыл, как отличить коллектора от мошенника

Более 21 млн россиян имеют проблемы с выплатами по кредитам, приводит данные Федеральная служба судебных приставов. Многим из заемщиков уже довелось столкнуться с коллекторами — взыскателями просроченных долгов. Юрист, руководитель социального проекта «СТОП! Коллектор» Вячеслав Курилин разъяснил, что нужно знать о работе «белых» коллекторов и как отличить их от недобросовестных коллег и мошенников.    
   

Антонина Лопаева, aif.ru: — Вячеслав, еще несколько лет назад в прессе часто мелькали случаи, когда должников «прессовали» коллекторы. Доходило до угроз и рукоприкладства. Ситуация как-то поменялась?

Вячеслав Курилин: — Подобные ситуации иногда все-таки возникают. Но их стало существенно меньше. Таких бандитских разборок, какие мы наблюдали в 2013-2014 годах, практически нет.

— Давайте напомним, зачем вообще нужны коллекторы?

— Коллекторы взыскивают с заемщиков просроченные долги перед кредиторами. Чаще всего речь идет о банках и микрофинансовых организациях. Кредитор может заниматься взысканием долгов самостоятельно, с помощью суда или же через коллекторское агентство.

— Расскажите, как должен работать добросовестный коллектор?

— Функции коллекторов за последние годы были упорядочены на законодательном уровне. Например, если раньше телефон должника мог раскаляться от звонков взыскателей, то теперь нельзя звонить чаще одного раза в сутки и восьми раз в месяц. Если на телефон отправляются сообщения, то их может быть не более двух в сутки и 16 в месяц. Личные визиты тоже регламентированы: не чаще раза в неделю. Время для звонков, сообщений и встреч ограничено — с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по праздникам и выходным.

   
   

Коллекторы могут проинформировать человека о его задолженности, сообщить, что имеется просрочка, что начислены пени и неустойки, а также рассказать о способах погашения долга. Если работа с должником не приносит результата, в работу включаются суд и судебные приставы.

— Какие методы коллекторов под запретом?

— Недопустимы оскорбления и угрозы воздействия — ни физического, ни морального. Запрещается названивать родственникам должника или к нему на работу. Коллектор не может описать имущество, арестовать счета заемщика, рассказывать кому-то еще о просроченной задолженности или раскрывать третьим лицам персональные данные. Коллекторы теперь обязаны фиксировать все факты взаимодействия с должниками, поэтому общение с ними стало гораздо более цивилизованным.

— Под маской коллектора может действовать мошенник или «черный коллектор». Есть какие-то способы различить их?

— Если должнику звонит человек и представляется коллектором, он должен полностью назвать свою должность, адрес агентства. Должник вправе уточнить и другие данные — записать реквизиты агентства и телефон сотрудника, которому можно перезвонить. Затем можно взять паузу и прервать звонок, чтобы сверить полученную информацию. Например, на сайте Федеральной службы судебных приставов есть реестр организаций, которые имеют право вести коллекторскую деятельность.

Добросовестное коллекторское агентство должно иметь свой интернет-сайт и не находиться в стадии банкротства и ликвидации. Основным видом деятельности такой компании должен значиться возврат просроченной задолженности.

— Как еще можно заподозрить мошенника?

— Мошенники постоянно совершенствуют свои схемы работы, поэтому даже вышеназванные методы не гарантируют стопроцентной защиты от обмана. Самый главный сигнал — когда у вас начинают выяснять данные счетов, номера карт и прочее. Поверьте, ни кредиторам, ни коллекторам эти данные не нужны: у них есть вся эта информация, они видят долги и остатки на счетах заемщиков и многое другое. Поэтому если заходит речь об «уточнении» любых реквизитов и передаче персональных данных, можно смело класть трубку.

— Если коллектор угрожает или пытается заполучить данные должника, например по телефону, на него можно как-то пожаловаться?

— Деятельность коллекторов контролирует Федеральная служба судебных приставов. Туда можно пожаловаться, если коллектор нарушает закон. Когда дело доходит до угроз, оскорблений или иного давления — это повод обратиться в полицию и прокуратуру.